От Минска до Костюковичей 340 километров по самой короткой дороге и это самый восточный и один из самых удаленных городов страны. Но не самый восточный райцентр: в 35 километрах по направлению к границе России есть еще Хотимск, просто он поселок городского типа. В Костюковичах расположено главное предприятие строительной отрасли Беларуси, наиболее мощный цементный завод, введенный в строй уже после развала СССР. Как и остальные цементные заводы он переживает непростые времена, застряв в кредитах, взятых на перевооружение как раз в тот момент, когда спрос стал снижаться.
Костюковичи расположены на железной дороге Кричев – Унеча, но размещение станции удивит даже бывалых. Если двигаться со стороны Кричева, то она лежит за пару километров до города, причем дальше путь идет ровно по касательной границы населенного пункта. Казалось бы – почему не сделать вокзал поближе к центру? Из-за рельефа: Костюковичи требовали большой площадки под путевое развитие, такая нашлась за чертой райцентра.
Еще один нюанс: станция называется Коммунары. Это не какой-то топоним, оставшийся от населенного пункта, это напоминание об эпохе прокладки линии, начале 20-х годов. Строительство станции поспособствовало возникновению новых коммун возле площадки, так и закрепилось.
Для пассажирских дальних это конечная станция, дальше в Россию уже ничего не ходит: сокращен поезд-долгожитель Гродно – Унеча, а другие исчезли в начале 90-х, например экзотический Орша – Донецк. Сейчас по этой линии в Донецк уже не доберешься, в России и Украине часть участков разобрана, а про передвижения по ДНР и говорить не приходится.
С пригородными лучше. Некоторые доходят до крайней станции у границы в Белынковичах, а в доковидную эпоху сохранялся ежедневный дизель в российский Сураж. Увы, он тоже был сокращен, ранее ходил в Унечу.
Здание вокзала объединено с автокассой. Вход в нее только со стороны улицы:
Это она и есть – улица Кулешова:
Все поезда встречает в Коммунарах городской автобус. Несмотря на удаленность вокзала, в случае с Костюковичами это не поспособствовало развитию общественного транспорта, автобусы в целом ходят редко.
Костюковичи один из немногих белорусских городов, значительно выросший (в процентном соотношении) уже после распада СССР. Рост начался в конце 80-х вместе с началом строительства предприятия по выпуску цемента и продолжился до начала 2000-х, затем число горожан несколько снизилось и стабилизировалось на 16 тысячах. Конечно, вся демография полностью зависит от нужд в рабочих руках предприятия-гиганта. В данный момент оно дает работу 2,5 тысячам человек, примерно каждому четвертому жителю райцентра трудоспособного возраста.
Для расселения трудящихся был построен довольно крупный массив жилья, этот микрорайон получил название Молодежный. С него я и начал осмотр.
Угол улиц Зиньковича, главной улицы Молодежного, и Ленина, главной улицы города вообще.
Ближе к центру старые хрущевки-панельки, напоминание о временах, когда Костюковичи были просто городом без цементного предприятия. Тогда здесь жило менее 10 тысяч человек, но райцентр подрастал, пусть и не такими впечатляющими темпами как в 90-х.
Есть двухэтажные силикатки, причем одна даже отселенная и законсервированная. То ли ждет сноса, то ли капремонта.
Два общежития для работников жилкоммунхоза. У одного окраска фасада ядренее другого 🙂
Улица Зиньковича делает длинную дугу, огибая наиболее молодую часть Молодежного микрорайона. Слева жилая и общественная застройка, справа всякие гаражи, мелкие предприятия и мощный ФОК:
Большой “Родны Кут”:
Еще одна странность города заключается в этажности “спальника”. Вместо привычной схемы из расстановки пяти- и девятиэтажных домов, здесь подавляющее большинство пяти- и семиэтажные.
Уроженец Костюковичского района тяжелоатлет Вадим Стрельцов:
Молодежный – типичный представитель эпохи “трудного похода”, 90-х годов прошлого века. Настоящий зоопарк различных серий, проектов и модификаций, собранных со всей страны. Только навскидку в квартале замечены и гомельские, и витебские, и солигорские дома. Выглядят по-разному, некоторые вполне свежо.
Внезапно Костюковичи порадовали разнообразием декоративных панелей лестничных пролетов. Странные, безумные, кринжовые, какие хочешь на любой вкус.
Дворы убитые 🙁
Школа №4:
Во многих местах проезды устланы стандартными бетонными плитами, применяющимися для организации технических дорог на стройплощадках. Чует мое сердце, их со стройки и оставили.
Свежий асфальт:
Улица Комсомольская, отделяющая квартал от частного сектора, предлагает променад и отдых на лавочках:
Это оказалась аллея дружбы городов-побратимов Костюковичи и Дитценбах. Немецкий город имеет скучную статью в Вики, даже нечего сюда принести.
Улица Красноармейская, сетевой продмаг “Евроопт”:
По Комсомольской я пошел вниз к старому центру Костюковичей, развившемуся в послевоенные годы.
Управление по труду, занятости и социальной защите:
Центральная площадь оказалась так себе. Унылое пространство мало приспособленное под прогулку или инстаграм.
Снова Ленинская улица. Справа площадь со сценой, слева исполком:
Вот и он. Тут все прекрасно: Ленин с птицей на голове и перекошенный государственный флаг, растянутый на фасаде как смог завхоз.
Улица возвращает к вокзалу, где меня не ждал внезапно отмененный автобус в Хотимск, хотя я все равно туда добрался. Такси до Хотимска стоит 25 рублей на момент написания этого текста 😉