В самых-самых восточных землях Беларуси среди райцентров наиболее промышленно развитым логично считать Кричев, где расположен второй по объемам производства цементный завод страны, а также крупный железнодорожный узел и тепловозное депо. К сожалению, цементная отрасль переживает сейчас тяжелые времена, попав в ловушку бездумного наращивания мощностей на фоне неблагоприятной конъюнктуры, и предприятия вынуждены регулярно обращаться за государственной поддержкой. Пока эта схема рабочая, но что будет дальше, непонятно.
Кричев для своих 25 тысяч населения огромный по площади город. Виной тому несколько обстоятельств, а началось все с железной дороги, прошедшей в нескольких километрах к северу – обычное дело для этого вида транспорта, требующего слишком больших санитарных зон.
В 30-е годы XX века был построен цементный завод неподалеку от железнодорожной станции: производство обращается с таким количеством сырья и готовой продукции, что без железки никуда. Так принялся расти “второй Кричев” в непосредственной близости от труб предприятия. Рабочий поселок, новые улицы, кварталы частной и многоквартирной застройки.
Ну а после войны город продолжил развитие в обеих частях, но все же больше там, откуда и начинался, в 5 километрах к югу от станции, что, видимо, объясняется вопросами экологии и здравоохранения. И до сих пор между частями нет ничего – улица Комсомольская тянется вдоль пахотных земель.
Узел железных дорог возник здесь уже в советское время: город был соединен с куда более старыми участками сети в Орше, Могилеве, Сураже (Брянская область) и Рославле (Смоленская). Начиная с 90-х годов движение начало усыхать, особенно сильно пострадало рославльское направление. В начале нулевых умерло сквозное пассажирское и грузовое, в десятых БЖД впервые в своей истории полностью отменил пригородные поезда на действующем участке – на оставшемся аппендиксе Кричев – Шестеровка.
Начала усыхать ветка Кричев – Сураж – Унеча. Был отменен пассажирский поезд Гродно – Унеча, потом единственный пригородный Кричев – Унеча сокращен до Суража, потом пришел Ковид. В общем, узел умирает, как минимум умирает с точки зрения обычных людей, грузы, понятное дело, будут всегда, пока работают цементные заводы здесь и в Костюковичах.
От станции в старый город уходит сначала улица Вокзальная – такие как бы “ворота” из хрущевок:
Дом культуры работников железной дороги:
Перпендикулярная улица Пугачева:
Отделение банка, в начале нулевых удивившее меня наличием банкомата (тогда их было мало даже в Минске).
Благодаря своей планировке Кричев вынужденно обеспечен нормально функционующей системой городского транспорта. Здесь прекрасно выживают коммерческие маршрутки и постоянно ходят автобусы через предприятие, железку и в старый город. Уехать в центр не проблема.
Первым встречают крупные кварталы многоэтажной застройки Комсомольский и Сож.
Типовое общежитие унитарного предприятия “Коммунальник”:
Остатки частного сектора на фоне многоэтажек:
Позволил себе получить немного удовольствия от бродилок по дворам.
Каким-то чудом именно в Могилевской области оказались наиболее долгоживущие желтые “Газели” в качестве маршрутных такси. Максимально дешевая и настолько же ненадежная машина.
Большинство фасадов в квартале оказались без штукатурки и прочих мелкобуржуазных излишеств. Краска по бетону, разводы плесени:
Время идти дальше.
Круговой перекресток улиц Московской и Комсомольской, трасс Р15 и Р43. Московская улица через несколько сотен километров действительно приводит в Москву. На этом круге автостанция.
Пара криповых видов Комсомольского издалека. Здесь можно оценить овражистость местности, где расположен Кричев. Это сказывается на повышенной кривизне его улочек и хаотичности их сети.
Овраги эти образованы и мелкими притоками-ручьями могучего Сожа, и самим Сожем, который как любая приличная река способен вздыбливать ландшафт во время тысячелетней работы по формированию новых и новых меандров.
Немного частного сектора на пути к центральной площади. Улица Жуковского:
Внезапная находка – кричевские абрикосы:
Куда более интересной находкой стали регулярно попадающиеся дома из красного кирпича возрастом около сотни лет. Это редко, чтобы горожане могли себе позволить дом не из дерева, проживая в простеньком районе. Зажиточно.
Душевная деревяшка:
Детская школа искусств:
Вот это вполне себе улица Кричева, причем я на ней даже встретил машину. Справа на холме старое еврейское кладбище, а внизу перекресток с Овражной.
Исполком и центральная площадь райцентра расположены мягко говоря в странном месте. Если вся движуха и жизнь на улицах Комсомольской и Ленинской, то власть заседает на Советской буквально посреди частного сектора и пары-тройки хрущей. Представьте, вы идете буераками, грунтовками, срываете абрикосы, а потом – хоба! – исполком.
Вообще властям тут выдано два здания. Помимо типового на фото сверху (там расположены некоторые отделы и нотариусы), есть еще интересное строение по индивидуальному проекту. Редко, когда при СССР что-то строили именно с отдельным проектом для власти.
Темнеет…
Типовой универмаг на ножках. Есть вариант без ножек, он чаще попадается.
Межвоенка?
Закончил я осмотр города в связи с наступлением темноты в парке культуры и отдыха у дома пионеров, где обнаружился памятник Ленину. И точно, на центральной площади его не было.