Когда-то я шутил про Вильнюс, что ему нужны «Дожинки» чисто для наведения порядка: в старом ядре литовской столицы иногда попадаются жуткие подворотни, достойные полотна художника, хотя потихоньку ситуация исправляется. Из прибалтийских столиц схожая ситуация еще и в Риге (а вот в Таллинне все окей), но я никак не мог найти возможность и время всласть пройтись по закоулкам крупнейшего города региона. Наконец срослось! В ожидании автобуса на Минск в сумерках глубокой осени ощущения сложились как надо. Задерживаем дыхание и ныряем вместе.
Из прибалтийских городов Рига самая «взрослая», она достигла полумиллиона населения уже в начале XX века, а на излете СССР уверенно шла к миллиону. Для Риги даже успели спроектировать и начать строить метро, хотя процесс не пошел дальше геологоразведочных скважин.
Латвийская столица имеет хаотически сложенные средневековый исторический центр и центр регулярный, тоже уже ставший историческим в силу своего возраста. Обширные пространства по обе стороны главной улицы Бривибас освоены сто и больше лет назад — где-то они заняты пышными доходными домами, где-то совсем хилыми. Мой маршрут пролег как раз в окрестностях Бривибас, а составлялся он по принципу «куда хочу, туда иду, но прийти в конце нужно на вокзал». За начальную точку взята Новая лютеранская церковь святой Гертруды, по факту уже совсем не новая:
Это Таллиннская улица с разнородной, неравномерной, рыхлой застройкой. Красота и разруха рука об руку! Филигранно роскошный модерн дома №23:
И мрачные дворы по соседству:
Впервые я побывал в Риге дюжину лет назад и уже тогда обратил внимание, что в городе попадаются и заброшенные дома, и даже пустыри, явно сигнализирующие о сносе невостребованных построек. В целом такое положение вещей не удивительно: латвийская столица потеряла 30% населения после распада СССР и продолжает усыхать со скоростью примерно 5-7 тысяч человек в год. В таких случаях возникновение забросов является отражением демографических процессов.
Угол Таллинской и Миера. Много деревянных домиков на несколько квартир, характерных северным странам от Эстонии до норвежского заполярья:
Миера:
Эта улица под углом идет навстречу Бривибас и играет важную транспортную роль в городском полотне. Поэтому и здания тут повыше, хотя почти все с очень уставшими фасадами:
Про дворы вообще молчу:
Бомбически красиво:
Но чаще красоты не видно за шрамами, оставленными самим временем:
Рижские закоулки могут не иметь асфальта (что не мешает им выступать в роли парковок), быть усыпанными граффити, а могут смотреться вполне сносно. Никакой логики в такой лоскутной картине не усматривается, она кроется на каком-то недоступном с уровня прохожего уровне.
Рига очень часто напоминает Петербург, хотя плотность ее застройки не такая высокая. Питер сбит еще крепче:
Темнело, поэтому пришлось увеличивать выдержку на смартфоне, чтобы улавливать хоть что-то:
Трамвай на улице Кришьяна Барона:
Я все ближе подбирался к вокзалу, поэтому внешне улицы становились все лучше и лучше:
Это даже вау:
А вот дворы в основной массе все такие же мрачные, глухие, даже тоскливые:
Стареет город, ему нужны процедуры оздоровления: