По планам советской власти Лепель должен был стать одним из важнейших железнодорожных узлов Беларуси. Стояла задача привести в этот пограничный (по межвоенным временам) городок линии из Орши, Полоцка, Витебска и Борисова, то есть обеспечить устойчивую связь сразу с несколькими территориями страны. Планы разрушила сама история: Западная Беларусь воссоединилась с БССР, и стратегия изменилась. Но кое-что успели: в короткий срок силами армии и гражданских построен 132-километровый ус из Орши. Он работает до сих пор, пропуская две пары пригородных дизель-поездов в сутки и нечастые грузовые в Новолукомль. Нельзя было не проехать самому.
Сейчас от Минска до Полоцка проложена прекрасная автомобильная дорога, а в начале 20-х никаких дорог кроме редких проселочных не было вовсе. Возможно, это не имело бы решающего значения, но новая граница по Рижскому миру требовала укрепления и хорошей связности со страной. В общем, отдельные изыскания для железки на Лепель проводить начали уже в 1923-м, а в 1924-м по всей длине будущей линии работали передовые отряды, заготавливавшие древесину на телеграфные столбы и шпалы.

Строительство 132-километрового участка в полной мере было начато весной 1925-го. Строили дорогу фактически вручную лопатами, кирками, топорами, пилами; грунт развозили тачками и вагонетками по служебной узкоколейке, использовалась также конная тяга. На несколько тысяч строителей получилось раздобыть лишь один паровой экскаватор, несколько позже добавились бульдозеры:


Заболоченные и щедро обводненные территории витебских глухоманей потребовали много усилий на сооружение мостов, водопропускных труб, насыпей, но в целом стройка продвигалась быстро: от 700 метров уложенного пути в сутки в первые недели до более четырех километров в последние.
Станция Лепель до пуска:

Вообще задача была открыть хозяйственное движение по линии к октябрю 1925-го, поэтому линия сооружалась в минимально рабочем варианте без полноценных вокзалов и даже на небалластированном пути (песочный балласт поначалу имелся лишь на первых трех километрах дороги). Все это доделывалось уже после, но 30 сентября 25-го поезд в Лепель таки пришел.


И сейчас, сто лет спустя, очевидно, что немалую роль в этом сыграла мотивация, которой заряжали строителей идеологи. На стройке выпускалась стенгазета, в составе хозпоезда работал «ленинский вагон», проводились концерты. Некоторые любительские куплеты дошли до нас в альбоме о стройке дороги, они сейчас дополняют фотоэкспозицию к юбилею в вокзале Лепеля:





Вокзал снаружи:


Водонапорка:

Грузовые пути станции:




И первый путь — пассажирский:



В Лепеле было построено паровозное депо, но сейчас в нем нет никакой необходимости. Пустовавшее здание занял магазин стройматериалов, взявший себе единственно верное название:


Расписание движения очень скромное. Какое-то время назад по пятницам и выходным дням добавлялся еще один дневной поезд:

Ну, поехали:

Удивительно, но поезд идет довольно быстро, путь обслуживается и содержится в хорошем состоянии. Конечно, в такой глухомани он стыковой, поэтому колеса издают приятный перестук, уже позабытый на быстрых центральных магистралях.
Некоторые станции по пути:


Проезд по двухуровневой развязке над линией Минск — Орша — Москва:

Кайф.
