Оператору life:) вскоре исполнится 8 лет: официально он начал работу 3 декабря 2008-го года, но формально продажи сим-карт стартовали 29 ноября. Я как раз тогда устроился корреспондентом в Onliner и большая прессуха 3 декабря стала для меня первой. Было же время! Сегодня захотелось вспомнить, как все начиналось.
Конечно, до life:) был «БеСТ», странный государственный оператор, оставивший турецким бизнесменам юридическое лицо, а исследователям истории мобильной связи Беларуси пару баек о качестве своей работы. «БеСТ» был, пожалуй, самым выгодным активом из тех, что ушли на продажу: 80% полумертвой компании обошлись Turkcell в конечном итоге в полмиллиарда (!) долларов. Вместе же с затратами на развитие сети… речь идет о каких-то сумасшедших инвестициях.
Сохранилась моя статья на onliner.by о том, как прошла та пресс-конференция life:). На ней выступал первый топ-менеджер Озджан Эрмиш и главный босс транснациональной корпорации Мехмет Карамехмет. Говорили много и красиво: как за год нарастят покрытие, построят первую 3G-сеть в стране, представят революционные тарифные планы — для голоса и передачи данных. Самый первый ТП оператора уже давно в архиве, но на нем остаются подключенные абоненты. Главное обещание компании — 0 внутри сети — остается актуальным до сих пор.
life:) действительно получил небольшой гандикап на 3G в Беларуси и первым ввел услуги на базе сети третьего поколения в ноябре 2009-го. Вероятно, именно за это туркам пришлось заплатить высокую цену, однако в полную силу воспользоваться форой у компании не получилось. Сейчас трудно судить почему, это не один фактор, но основной, пожалуй, именно в небольшом периоде монополии: коммерческую эксплуатацию 3G velcom, например, начал уже 17 марта 2010-го года.
Самый молодой оператор еще много в чем был первым. Его руководство активно лоббировало введение услуги переноса номера (правда, добившись положительного результата, life:) не особо преуспел в переманивании абонентов), первым начало замахиваться на LTE, открыв тесты сети еще в 2011-м (!) году, наконец, именно life:) начал продажи контрактных смартфонов — с легендарной уже трубки Huawei U8230 на Android 2.1. Господи, как давно это было!
При этом компания так и не стала коммерчески успешной, жаль. Но сегодняшний пост я пишу в честь оператора life:), опосредованно повлиявшего и на мою карьеру. Ведь если бы не он — молодой и дерзкий — то и по сегодняшний день рынок сотовой связи Беларуси представлял бы мало интереса из-за низкой конкуренции между двумя гигантами, МТС и velcom. А так, тогда, в 2008-м и вплоть до 2011-го нам в Onliner.by на самом деле было о чем писать. life:) постоянно приносил сочные информационные поводы, прямо мечта профильного журналиста.
Я не раз встречался с Озджаном Эрмишем для интервью. Харизматичный, трезвого ума и ясной памяти менеджер, всегда с уважением относившийся к нашей работе. Несмотря на то, что мы постоянно критиковали оператора за сомнительные маркетинговые инициативы и явные ошибки. В принципе, это нормально, когда делаешь ошибки — но мало кто способен достойно относиться к критике.
life:) выбрал себе имидж под стать своей целевой аудитории, работая в рамках характера подростка-бунтаря. И у него это получалось!
Представить сейчас, что в сеть будут утекать «матерные» бекстейджи со съемок рекламных роликов солидной компании просто невозможно. А тогда оператор чудил не переставая :)
К сожалению, по моим ощущениям, сейчас компания уже не та. Сменилось руководство, исчез бунтарский дух, потуже затянулись пояса… Чувствуется нехватка денег на серьезную конкуренцию и, как следствие, такое себе нишевое окукливание: абонентская база практически не растет, расходы зачастую превышают доходы, выручка с одного абонента все так же низка (хотя это характерно для белорусского рынка в целом), креативного огонька вообще нет. Из тех рекламных месседжей, что доходят до меня, я вообще мало представляю, чем занимается компания — из последнего разве что запуск LTE (у меня в смартфоне почему-то не работает, но я не разбирался, как так) и постеры с каким-то унылым стопиццотым мессенджером Bip.
Но я до сих пор остаюсь абонентом компании, хотя и подсократил набор закупаемых услуг. И в любом случае был, есть и буду благодарен за те годы — с момента становления оператора и до ухода из нее Озджана. Это было интересно.
С наступающим восьмилетием :)