Трудно представить, но вечной молодой, вечно третий и хронически убыточный оператор life:) в этом году отметит свое десятилетие. Десять лет компания работает на белорусском рынке, со световой скоростью улетая от точки, где вложенные за это время колоссальные инвестиции будут возвращены, а бизнес по оказанию телекоммуникационных услуг наконец превратится в настоящий бизнес, а не благотворительность. Я слежу за белорусскими операторами вполглаза, скорее по привычке, поэтому не очень представляю текущее положение дел каждого из них. Все, что долетает до меня, это заметки на «Онлайнере» и реклама в метро. Другими словами, моя точка зрения в данном случае скорее дилетантская, непрофессиональная, но при этом сформированная ровно так, как отрабатывают свой хлеб маркетологи и пиарщики. И у меня, собственно, вопрос: если 40 кварталов подряд стратегия не приносит результат, то может дело в стратегии?
Здесь надо оговориться, что определенные позитивные сдвиги в экономике life:) все же имеются. Компания хоть и продолжает генерировать убытки, но не столь катастрофические, как это было когда-то. Оператор вышел на точку безубыточности по показателю «до уплаты налогов», что говорит об (относительно) здоровой экономике. Правда, life:) аккумулирует смешную даже по белорусским меркам выручку и, похоже, максимально урезает косты на все, что не является жизненно важным. Другими словами, тенденция хоть и позитивная, но никак не оправдывает инвестиции.
Странно, но я остаюсь абонентом life:) на протяжении более 9 лет. Мой номер был активирован где-то в июне 2009-го года и с тех пор является основным для голосовых услуг. Пользовался я и интернетом, но уже достаточно давно передачу данных закупаю у МТС, благо такая комбинация возможна с двухсимочным смартфоном. Основная причина смены поставщика услуг мобильного интернета — недостаточное покрытие у life:). С МТС интернет доступен практически везде, считай в любом уголке Беларуси.
Перестав по долгу службы следить за малейшими шагами мобильных операторов, я превратился в среднестатистического абонента, контактирующего с компанией только посредством ее маркетинговых и иных коммуникаций. Другими словами, как и все я узнаю о новых предложениях и услугах через (я знаю такой термин) «касания». Через билборды, сообщения в интернет-СМИ, на личном уровне от «адвокатов» оператора, новости на радио и YouTube. Так вот многие годы все эти коммуникации от life:) проходят мимо меня.
Само собой я вижу их рекламу. Помню, как какую-то девочку поливали разного рода жидкостями, что-то там продвигая. И детское лицо Димы Ермузевича на остановках тоже помню. В какой-то момент заметил, как life:) изменил корпоративные цвета, из красного став глубоко фиолетовым. Скажу больше: мне нравится как сделана реклама life:), она стильная, со вкусом, ее авторы большие молодцы.
Проблема только одна: все эти коммуникации обращены не ко мне. Год за годом life:) долбит в одну и ту же точку, как будто такая настойчивость может привести к иному результату. Стратегия оператора — работа с молодой аудиторией, которой пока еще не лень пробовать что-то новое. Мотивирует их компания читаемыми на раз-два месседжами:
Зубодробительный маркетинг в стиле русского, так сказать, рэпа:
Работает ли это на мальчишек и девчонок соответствующего возраста? Я не знаю, но если бы был озабочен созданием месседжа для мальчишек и девчонок, то тоже скреативил бы нечто подобное.
Мотивирует ли меня «пиление сэлфи» для попадания в рекламу life:)? Да упаси господь!
Или может мне прикольно пойти на какую-то стремную тусу, чтобы слушать откровения Ермузевича?
Нет, нет и нет. Эта реклама направлена не на меня. Кто вообще готов слушать Ермузевича и некую Яскевич? Очевидно, ребята хорошо если 18-20-летнего возраста. Те самые, которые и генерируют для life:) столь скромную выручку.
Впрочем, я не говорю, что эта аудитория не требует коммуникации и внимания со стороны провайдеров услуг. Конечно, требует. Но где разговор с остальными? Что может предложить оператор таким ребятам как я? Родителям таких ребят как я?
Не то чтобы меня этот вопрос так уж сильно волнует, но я всегда удивляюсь явному несоответствию выбранной стратегии и результатам, причем на столь длинной дистанции. Из года в год life:) перебирает одну и ту же аудиторию, получая один и тот же результат и ничего не меняя. Пахнет заговором!
Нет, на самом деле нет. Заговоры остались в романах Александра Дюма, у нас тут проза жизни :) Я могу только предположить, почему оператор практически не пытается откусывать условно «взрослых» абонентов. По степени убывания важности таких причин получается следующий рейтинг:
1. Отсутствие ресурсов на борьбу за денежных абонентов.
2. Экономически неэффективная стоимость привлечения такого абонента.
3. Отсутствие маркетинговых и иных компетенций у специалистов life:) и его партнеров.
Кроме того, не включая в этот рейтинг, я не могу не озвучить еще две мысли по поводу причин оператора оставаться чуть ли не планово убыточным аж 10 лет подряд. Например, life:) может претворять в жизнь некую мегастратегию, текущий этап которой не предполагает работы с иной аудиторией, кроме молодежи.
И до кучи, самое сомнительное и странное. Маркетинг оператора настолько сжился с образом компании, настолько уверовал в правильность выбранного пути, что просто не замечает ничего вокруг. Как сектанты-фанатики, короче :)
Повторюсь, я не специалист, может весь этот пост от начала до конца сплошная глупость, однако главная его мысль, как ни крути, верна: то, что делает life:), работает плохо и это длится так долго, что нельзя не замечать.