Очереди в продуктовых магазинах Минска

Очереди в продуктовых магазинах Минска
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Кто отстоял очередь в кассу «Гиппо» в ТЦ «МоМо», тот в цирке не смеется. Там всегда столпотворение, но в прошлое воскресенье я познал нечто особенное. Ситуация, конечно, не уникальна для Минска — очереди в кассу стали обыденным явлением, кроме того, они, кажется, еще и растут 😭 Хочется верить, что управляющие торговых сетей предпринимают какие-то действия в борьбе за комфорт покупателей (очередь по всем исследованиям является наиболее раздражающим фактором при походе в продмаг), но есть, как говорится, сомнения. Меня, например, смущают вакансии продавцов в сельской местности с получкой типа 750 рублей (смотри пример «Евроопта»). В деревне никто не хочет идти работать за эту зарплату? С чего бы? Действительно, дефицит линейных сотрудников в сетях возник не на пустом месте. Это низкооплачиваемая, тяжелая, нервная работа. Кассир всегда крайний при любом косяке, на него навешаны всякие дополнительные обязанности типа раскладки товара в прикассовой зоне, а зачастую и в зале в целом, на нем недостачи, воровство и такое себе отношение со стороны руководства. Никто по собственной воле и с радостью в душе не рвется на эту работу, тем более, повторюсь, оплачивается она не слишком хорошо. Только наниматели сами и виноваты в том, что образовался дефицит работников. Они почему-то думали будто число желающих батрачить по 12 часов на смене и не иметь никаких прав бесконечно.

У меня в районе, похоже, открывается новый магазин «Соседи». Один уже есть неподалеку от 4-й поликлиники (всегда адовые очереди и неудачная расстановка стеллажей останавливают меня от посещения), теперь появится еще. Честно говоря не знаю, где именно на Мястровской, там работает только один «Виталюр» и подходящих помещений больше нет. Может, вместо него?

Короче, «Соседям» так нужны работники, что они даже купили билборд:

Разбежка в зарплате на одной и той же позиции, конечно, слишком подозрительная, но пусть после всех штрафов человек получит на руки 1000 рублей. Да, человек без специального образования, но и косарик не бог весть какие деньги для жизни в Минске, есть у тебя какая-то специальность или нет.

С линейными работниками сложно везде. Они не слишком дорожат своим местом, потому что косарь дадут и в соседнем магазине, среди них далеко не все дисциплинированы и ответственны и, чего греха таить, на таких позициях, куда фактически может прийти любой, попадаются всякие разные кадры. Тут вообще порочный круг: качество работников напрямую зависит от условий на рабочем месте — через два, три, четыре цикла обновления коллектива выходит команда настоящих корсаров без страха и упрека. Я это хорошо знаю по работе грузчиком в продмаге в студенческие годы. Держали в грузчиках всех без исключения, даже самых распоследних алконавтов, лишь бы от них была хоть какая польза. Настоящую работу тянули случайные пассажиры типа меня, которых кривая безденежья приводила в такие вот места.

Я мало знаю о современной HR-политике ритейлеров, могу только предположить, что кризис с количеством линейных работников явился следствием сразу нескольких причин. Во-первых, зарплаты у них не растут: сети и без того на голодном пайке, в долгах, а спрос сами понимаете. Во-вторых, может играть роль конъюнктура трудовых рынков соседних стран к западу от Бреста — если кто-то думает, будто уезжают за зарплатами только айтишники и строители, то нет, просто об этом не пишет «Онлайнер». В-третьих, похоже, закончились трудовые ресурсы! Ритейла так много, что выбрали всех кассиров :)

Косвенно последнее предположение подтверждает стратегическое решение «Евроопта» устанавливать кассы самоослуживания. Он это делает не от любви к технологиям или какой-то экономии — ни первого, ни второго здесь нет. «Евроопт» понимает, что ни сейчас, ни в перспективе он не сможет закрыть все вакансии. Такие кассы устанавливаются не только в Минске и областных городах, но даже райцентрах.

Логично, конечно, задаться вопросом, не пора ли ритейлерам заняться своими внутренними коммуникациями и привлекать кассиров здоровой рабочей атмосферой. Вне всякого сомнения, подвижки в эту сторону обязательно будут, только эффект от них проявится очень нескоро да и хороших работников все равно не хватит на всех. Очередь, она ведь во вред не только покупателям, но и продавцам — очередь всегда приводит к упущенной выгоде.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎