Большое путешествие по железным дорогам Литвы. Часть 1: старый Варшавский ход от границы Беларуси до Латвии

dav

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Я в целом люблю общественный транспорт, но к железной дороге эта любовь особенная. И хотя в последние годы нечасто удается покататься по незнакомым местам, все же иногда получается выкроить несколько дней в плотном графике. Вот как с Литвой в апреле. Как это часто бывает, план вынашивался черт знает сколько лет, но его осуществление всякий раз откладывалось по разным причинам. В этот раз звезды сошлись: четыре выходных дня, опытный попутчик Никита (мы вместе гоняли с ним на электричках в Закарпатье, летали в Швейцарию, Новую Зеландию и много куда еще), возможность оставить семейные и рабочие дела на небольшой срок. Система железных дорог Литвы с одной стороны небольшая, а с другой устроена так, что ее реально обкатать за 5 суток за исключением трех небольших участков, о чем я скажу позже. Реально, 95% системы проезжается на одном дыхании — с ночевками в Вильнюсе, Каунасе и Шяуляе. Путешествие даже на этапе планирования выглядело очень соблазнительным, а по факту получилось выше всяких похвал. Сегодня я рассказываю о первой его части, посвященной старому Варшавскому ходу, проходящему в том числе и по Беларуси.

Для того, чтобы начать повествование, я должен опубликовать ту карту железных дорог Литвы, которой мы пользовались. По факту действующих железных дорог в стране несколько больше, но нам были интересны только участки с пассажирским движением. Вот эта карта:

После развала СССР система железных дорог Литвы ожидаемо деградировала: были закрыты многие участки и значительно сокращено движение на оставшихся. Тем не менее из всех прибалтийских стран именно в Литве сохранены наибольшие объемы путей и частотность поездов. Процесс демонтажа системы продолжается, хотя Lietuvos geležinkelių и борется с этим на евросоюзовские деньги. Об этой борьбе я подробно расскажу в своих постах.

Можно обратить внимание, что на карте обведены черными овалами два участка. На первом — от Стасилоса (границы Беларуси) до Вильнюса — сейчас нет пассажирского движения. В 2015-м и 2016-м годах в летнем расписании здесь значился пассажирский поезд Гродно — Лида — Вильнюс, но будет ли он возвращен в текущем, пока открытый вопрос. Пригородные поезда на участке отменены давно (хотя я еще помню дизель Вильнюс — Лида, а после и Лида — Стасилос).

Второй участок от Йонавы до Каунаса можно было объехать, но только ценой героических усилий. Поезд в ходу на нем дважды в неделю и проехать в составе общего маршрута было возможно либо при выезде из Минска во вторник, либо в один из дней с подъемом в 4 утра. Мы решили это дело отложить до объявления о запуске поезда Гродно — Вильнюс, чтобы все объединить в одну поездку.

Наконец, на карте должен был быть третий необкатанный участок, который я ошибочно стер как недействующий. От Мариамполе до Белостока, оказывается, уже ходит состав в рамках амбициозного проекта Rail Baltic. Увы, об этом мне при планировании ничего не было известно, поэтому мы скатались только до Мариамполе.

Вообще же проехали следующие участки: Гудогай — Вильнюс, Вильнюс — Марцинконис, Вильнюс — Турмантас, Вильнюс — Тракай, Вильнюс — Каунас, Каунас — Мариамполе, Каунас — Кибартай, Каунас — Шяуляй, Рокишкис — Шяуляй, Шяуляй — Мажейкяй, Шяуляй — Клайпеда.

Мы приехали в Вильнюс вечером четверга, а на следующее утро отправились в Марцинконис, крайнюю литовскую станцию на старом Варшавском ходу. История распорядилась так, что ход ныне проходит по территории сразу пяти стран, в том числе небольшой его участок (Брузги — Гродно — Узбережь) расположен в Беларуси. Таким образом ход разрывается неевросоюзовской страной и, соответственно, неперспективен для сквозного движения.

Модернизированный трехвагонный ДР1А, везший нас в Марцинконис

Модернизированный трехвагонный ДР1А, везший нас в Марцинконис

К слову, участок от Брузгов до Узбережи является наиболее старым действующим участком Белорусской железной дороги, и именно от его постройки ведет историю национальный перевозчик.

Из двухпутной магистрали старая Варшавка превратилась в рокадную однопутку, имеющую только лишь локальное значение. Поехали!

dav

Вильнюсский узел, несмотря на свое не самое большое значение, очень сложен и развит, поэтому дизель долго выбирается из путаницы стрелок и многопутья рельс, но затем дорога идет по типичным дачным пригородам и деревням, напоминая белорусские просторы.

Встречаются однотипные станции — как по путевому развитию, так и по архитектуре вокзалов:

dav

dav

Вообще состояние линии хорошее, хотя обслуживает она только пять пар поездов в день. Встречных грузовых замечено не было, но кое-где на станциях отстаивались цистерны, хопперы и пустые контейнерные платформы.

крупный райцентр Варена. Большинство людей ехало сюда

Крупный райцентр Варена. Большинство людей ехало сюда

dav

Как оказалось потом, ход на Марцинконис является наименее загруженным по пассажиропотоку. Дизель ехал почти все время пустой, в то время как на других участках вагоны были заполнены более плотно (хотя и не везде это были большие ДР1):

dav

Путь поддерживается в хорошем состоянии, скорость нередко достигала 100 километров в час. Некоторые перегоны очень длинные, места глуховатые.

Приехали в Марцинконис, крайнюю станцию. До Беларуси три перегона, но движения нет никакого:

dav

dav

dav

dav

dav

В 2010-м я ездил по белорусскому кусочку Варшавского хода (отбиваясь от назойливых пограничников, видящих в каждом путешественнике нарушителя спокойствия), теперь вот — с другой стороны.

В Марцинконисе шикарный деревянный вокзал с печью и выставкой ретро-фото, посвященной бурной жизни некогда живой и многолюдной станции:

dav

dav

dav

Касса закрыта наглухо, билеты можно купить только у кондуктора. Уборкой платформы занимались женщины с оранжевых жилетках, одна из которых сказала, что все это для нас — чтобы было красиво… Хотя мы ее ни о чем не спрашивали :)

До отъезда оставался час, поэтому пошли гулять по поселку. Магазин Koops, почта, автобусная остановка. Ни души.

dav

dav

dav

dav

dav

dav

Съев по мороженому, загрузились в дизель до Вильнюса:

dav

На этом отрезке неподалеку от Вильнюса есть небольшое ответвление на Тракай. Съездили и туда: пассажиров везет рижская «Эрка»:

dav

dav

dav

dav

dav

dav

dav

Не знаю истории постройки линии на Тракай, но, похоже, это был какой-то советский план по доставке туристов из столицы республики к главной достопримечательности Литвы. От основного хода до Тракая электричка идет со скоростью не более 15 км/ч, путь, похоже, подвергнут капитальному ремонту.

Сам вокзал в Тракае находится очень далеко от замка, но у нас и не было планов идти к замку. 15 минут остановки и прыгаем обратно:

dav

Теперь второе плечо Варшавского хода на территории Литвы — от Вильнюса до Турмантаса. Ужасно корю себя, что поленился в свое время съездить на поезде до Петербурга, который еще до прошлого (!) года ходил по Варшавке через Даугавпилс и Пыталово в Северную столицу, но что теперь поделаешь…

Везет вновь модернизированный ДР1А:

dav

Людей на линии заметно больше несмотря на будний день. Станций много, отстаивающихся «грузовиков» тоже.

dav

dav

19-IMG_20170425_131021

Легендарная станция Пабраде, откуда уходил путь на тупиковые ныне Лынтупы и откуда прямым поездом можно было попасть в Витебск:

dav

Игналина

Игналина

Дукштас

Дукштас

Висагинас. Атомная станция отсюда не видна :)

Висагинас. Атомная станция отсюда не видна :)

А вот и Турмантас, государственный флаг над которым говорит о пограничном статусе станции. Значит, какое-то грузовое движение здесь есть:

dav

dav

dav

Дизель стоит в Турмантасе полтора часа, поэтому нами была предпринята попытка уехать из деревни на каком-нибудь локальном автобусе. Интернет ничего не знал о местном движении, иначе мы бы знали, что поезда придется ждать :) Вот и расписание:

dav

Что ж, придется идти гулять.

dav

dav

Там где начинается склон холма - уже Латвия

Там где начинается склон холма — уже Латвия

Единственная достопримечательность Турмантаса (кроме лающих взахлеб собак)

Единственная достопримечательность Турмантаса (кроме лающих взахлеб собак)

Вокзал оказался открыт, оставшееся время грелись в нем. Кассы вновь нет, но есть три лавочки и приятный поток теплого воздуха из обогревателя:

dav

Что характерно, несмотря на условно-пограничный статус станции, ни одному человеку не было до нас никакого дела. Мелочь, а приятно.

Что ж, обратно в Вильнюс! Завтра — рассказ о «хвостах» Литовских железных дорог: тупиковых малодеятельных участках.

dav

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • AndyTrooper

    Когда уже литовцы начнут правильно называть нашу страну. Ну, на крайняк Балтарусью.

    • Kanstantsin Mankus

      тогда же когда беларусы выучат Летува

    • ahrest1

      Был в посольстве Летувы в Киеве, там на карте вообще написано Gudija.

  • stepan minsk

    Красота! И погода что надо )

  • Транзитный проект вроде называется Rail Baltica (есть на википедии). Что ж, можно плнанировать поездку Вильнюс-Каунас-Белосток-Гродно :)

  • IKS_BY

    Обычная Беларусь, только надписи латинкой.

  • Michel Chamnet

    От Турмантаса в Латвию грузового движения НЯП нет.

  • victogan

    Пешочком от Марцинкониса до границы можно было бы :)

  • Вася

    Не, как по мне — нафиг такую романтику. Лучше самолетом. Или на своей машине. Как вспомню поезд Могилев-Львов, да и БелЖД в принципе, так вздрогну.

  • Alex Digger

    Вокзал в Марцинконисе всю жизнь бордовый был! У меня там бабушка жила и отец родился.
    Из Дукштов был поезд в Друю, УЖД,

  • ahrest1

    От Варены дорога ранее шла на наше Поречье, а потом обратно в Литву, в Друскининкай. Я с семьей всегда таким образом ездил к теще в Друзгеники из Вильнюса. Потом, в 90-х, дорогу от границы разобрали, рельсы продали на лом, а на бывшем вокзале в Друзгениках пара ресторанчиков. Местные по этому поводу часто костерят причастных к разборке путей. И в последнее все время все чаще идут разговоры о восстановлении участка Друскининкай-Поречье. Пока только разговоры…