Я уже писал в предыдущем посте, сеть литовских железных дорог как и во всех странах бывшего СССР, деградировала с распадом красной империи. По сравнению с Латвией или Эстонией литовцам удалось сохранить больше и потерять меньше, однако в целом современная сеть — это даже не сеть, а один широтный ход Вильнюс — Клайпеда с несколькими «усами-отростками». Литва не имеет прямого железнодорожного сообщения с Латвией (да-да, из Вильнюса в Ригу можно уехать только на автобусе или улететь самолетом), один ежедневный проходящий поезд в Калининградскую область России и две пары дизелей в неделю с польским Белостоком. Ну, про Беларусь вы все знаете и без меня. В этом посте собраны наблюдения от поездок по «усам»: в Мариамполе, Кибартай, Рокишкис и Мажейкяй.
Цикл: 🇱🇹Литва | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Этот город нуждается в Дожинках. Жуткие подворотни Вильнюса ← читать!
◉ 02 | Прогулка по Республике Ужупис – квазигосударству в центре Вильнюса ← читать!
◉ 03 | Вильнюс. Сити ← читать!
◉ 04 | Вильнюс. Застройка микрорайона Paupys ← читать!
◉ 05 | Вильнюс. Городская деревня Rasu Namai ← читать!
◉ 06 | Григишкес. Пешеходная прогулка ← читать!
◉ 07 | Лентварис. Дворец ← читать!
◉ 08 | Тракай. Прогулка по городу и замку ← читать!
◉ 09 | Каунас. Исторический центр ← читать!
◉ 10 | Каунас. Реновация микрорайона Жалякальнис ← читать!
◉ 11 | Паланга. Курорт с советским духом ← читать!
◉ 12 | Алитус. Благоустройство ← читать!
◉ 13 | Друскининкай. Следы железной дороги из Поречье ← читать!
◉ 14 | Старый Варшавский ход от Вильнюса на Беларусь ← читать!
◉ 15 | Малодеятельные участки железной дороги ← сейчас открыто
◉ 16 | Бизнес-класс в поезде Клайпеда — Вильнюс ← читать!
◉ 17 | Первый участок Rail Baltica ← читать!
Для начала нам нужно было передвинуться из одного места базирования в другое — из Вильнюса в Каунас, где была запланирована очередная ночевка. Между столицей и второй столицей ходит двухэтажный электропоезд, на котором я уже ездил в Каунас почти три года назад.
На вокзале Каунаса установлена скульптура, посвященная проекту Rail Baltic. Ожидается, что к 2020-му году евроколеей будут связаны Варшава, Каунас, Рига, Таллинн и Хельсинки (при помощи парома). К 2030-му планируется повысить скорости до 250 км/ч и построить тоннель между Эстонией и Финляндией. У проекта хватает скептиков, однако дело потихоньку движется, о чем я еще расскажу в этом посте.
Каунас на мой взгляд самый недосмотренный город Литвы. Станционное пространство там примерно такое же:
Давайте вновь взглянем на схему Литовских железных дорог с пассажирским сообщением:
Сравните ее с тем, что было при Советском Союзе:
Нам подают одновагонный рельсовый автобус польского производства PESA, знакомый белорусам по работе на линии в аэропорт:
Вагончик плавно набирает ход и выезжает за пределы каунасского узла. Станция Юре:
Линия от Каунаса до Мариамполе и дальше в Польшу полностью перестроена, буквально с нуля. Теперь это трехпутная, а зачастую и четырехпутная магистраль, получившая восстановление в рамках проекта Rail Baltic. На данный момент ее емкость не используется и на 20%, в ходу только один международный поезд Каунас — Белосток, о котором, к сожалению, я ничего не знал при планировании поездки.
Узел Казлу Руда, откуда уходит путь на Кибартай и далее на Нестеров и Калининград, и в Белосток. Сюда мы сейчас вернемся:
Всего через 20 минут после развилки приезжаем в Мариамполе, конечную станцию для пригородных поездов Каунасского узла. Красивейший вокзал и пустынная станция, на которой только грузовые составы и наш красавец-автобус:
Времени у нас было полтора часа, поэтому сбегали на автовокзал узнать, есть ли какой автобус на Кибартай. Увы, автобус был только через несколько часов.
Остальное время провели в кафе неподалеку с не самым дурным харчо и в окрестностях станции. На станции нашелся вагон-памятник, в котором реперссированных депортировали в лагеря ГУЛАГ. Вагон оказался закрыт.
Поехали в Казлу Руда на развилку линий.
Оказалось, что это милейшая деревня с деревянной застройкой и отличными сметанниками в местном супермаркете. По-русски не говорят, в ходу только литовский.
Короткий обед на лавочке на станции и едем дальше. Из Каунаса прибывает очередной рельсовый автобус PESA, на котором нам держать путь на границу с Калининградской областью:
Как это часто бывает в Литве, благоустройство на линии неоднородное. Есть заброшенные полустанки, признанные, видимо, неперспективыми, а есть красавцы-вокзалы, отреставрированные с тщанием и любовью:
Кибартай — станция с пограничным контролем. У меня были кое-какие опасения насчет погранцов, но они развеялись по приезду. У нас проверили визы и отпустили гулять по поселку, приказав не фотографировать станцию.
Поселок очень грустный, неухоженный, пустынный. Левитан смотрит на все это с тоской:
Час скитаний по Кибартаю и обратно на рельсовый автобус на базу в Каунас:
Следующий перегон — автобусный. Единственный в плане поездок, но очень важный, так как благодаря автомобильной связке у нас получилось обкатать малодеятельную линию Рокишкис — Радвилишкис — Шяуляй. Дизель здесь ходит всего трижды в неделю, хотя раньше была связка с Даугавпилсом не только пригородными, но и дальними поездами.
Ехать было довольно скучно. Первая остановка в Йонаве, куда мы так поездом и не попали. Из интересного еще — Аникщяй, где автотрасса пересекает узкоколейку из Паневежиса (действует в чартерном режиме). Наша конечная точка маршрута Рокишкис, небольшой райцентр на границе с Латвией, где пришлось провести аж 4 часа и где мне внезапно повстречался подписчик из твиттера. Шок.
Обедали, гуляли, традиционно дегустировали местное мороженое, хотя Рокишкис славится своими сырами (их можно купить и в Минске):
Линия Рокишкис — Радвилишкис является одной из наиболее проблемных линий Литовских железных дорог. Движение на ней неоднократно пытались закрыть, но местные жители отстаивали свое право передвигаться на поезде. Перевозчик пошел на компромисс: большинство станций законсервированы, работает только их техническая часть, поезд в дороге лишь по пятницам и выходным дням.
Ехать до Шяуляя, нашей очередной базы, аж три с лишком часа. Поезд то разгоняется, то стучит по рельсам не спеша, в пути 19 (!) остановок. Вагончик почти все время заполнен, поэтому назвать линию ненужной никак нельзя.
Мы в Шяуляе:
Шяуляй оказался недурнецким городом с первой пешеходной улицей в СССР и симпатичным озером. В воскресенье вечером было пустынно, даже кафе с ужином пришлось поискать — почти все оказалось закрыто.
Наконец, хвостик в Мажейкяй. На линии курсирует «Метровагонмашевский» (!) двухвагонный дизель-поезд. Звук двигателя у него, словно мотор от какого-то КАМАЗа:
Станция Кужяй, где развилка на Мажейкяй и Клайпеду:
Станции в пути законсервированы. Ранее линия продолжалась дальше в Латвию, сейчас потеряла транзитный смысл:
Мажейкяй:
Здесь у нас было всего 10 минут, поэтому мы быстро вернулись в Шяуляй и сразу пересели на экспресс в Клайпеду. Об этом и обо всех типах поездах Литвы завтра в последнем посте о поездке.