Большое путешествие по железным дорогам Литвы. Часть 2: все малодеятельные участки страны

dav

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Я уже писал в предыдущем посте, сеть литовских железных дорог как и во всех странах бывшего СССР, деградировала с распадом красной империи. По сравнению с Латвией или Эстонией литовцам удалось сохранить больше и потерять меньше, однако в целом современная сеть — это даже не сеть, а один широтный ход Вильнюс — Клайпеда с несколькими «усами-отростками». Литва не имеет прямого железнодорожного сообщения с Латвией (да-да, из Вильнюса в Ригу можно уехать только на автобусе или улететь самолетом), один ежедневный проходящий поезд в Калининградскую область России и две пары дизелей в неделю с польским Белостоком. Ну, про Беларусь вы все знаете и без меня. В этом посте собраны наблюдения от поездок по «усам»: в Мариамполе, Кибартай, Рокишкис и Мажейкяй.

Для начала нам нужно было передвинуться из одного места базирования в другое — из Вильнюса в Каунас, где была запланирована очередная ночевка. Между столицей и второй столицей ходит двухэтажный электропоезд, на котором я уже ездил в Каунас почти три года назад.

sdr

dav

dav

dav

На вокзале Каунаса установлена скульптура, посвященная проекту Rail Baltic. Ожидается, что к 2020-му году евроколеей будут связаны Варшава, Каунас, Рига, Таллинн и Хельсинки (при помощи парома). К 2030-му планируется повысить скорости до 250 км/ч и построить тоннель между Эстонией и Финляндией. У проекта хватает скептиков, однако дело потихоньку движется, о чем я еще расскажу в этом посте.

dav

Каунас на мой взгляд самый недосмотренный город Литвы. Станционное пространство там примерно такое же:

dav

Давайте вновь взглянем на схему Литовских железных дорог с пассажирским сообщением:

Сравните ее с тем, что было при Советском Союзе:

39600

Нам подают одновагонный рельсовый автобус польского производства PESA, знакомый белорусам по работе на линии в аэропорт:

dav

Вагончик плавно набирает ход и выезжает за пределы каунасского узла. Станция Юре:

dav

Линия от Каунаса до Мариамполе и дальше в Польшу полностью перестроена, буквально с нуля. Теперь это трехпутная, а зачастую и четырехпутная магистраль, получившая восстановление в рамках проекта Rail Baltic. На данный момент ее емкость не используется и на 20%, в ходу только один международный поезд Каунас — Белосток, о котором, к сожалению, я ничего не знал при планировании поездки.

Узел Казлу Руда, откуда уходит путь на Кибартай и далее на Нестеров и Калининград, и в Белосток. Сюда мы сейчас вернемся:

dav

Всего через 20 минут после развилки приезжаем в Мариамполе, конечную станцию для пригородных поездов Каунасского узла. Красивейший вокзал и пустынная станция, на которой только грузовые составы и наш красавец-автобус:

dav

dav

dav

dav

Времени у нас было полтора часа, поэтому сбегали на автовокзал узнать, есть ли какой автобус на Кибартай. Увы, автобус был только через несколько часов.

dav

Остальное время провели в кафе неподалеку с не самым дурным харчо и в окрестностях станции. На станции нашелся вагон-памятник, в котором реперссированных депортировали в лагеря ГУЛАГ. Вагон оказался закрыт.

Поехали в Казлу Руда на развилку линий.

dav

dav

dav

Оказалось, что это милейшая деревня с деревянной застройкой и отличными сметанниками в местном супермаркете. По-русски не говорят, в ходу только литовский.

dav

dav

dav

dav

Короткий обед на лавочке на станции и едем дальше. Из Каунаса прибывает очередной рельсовый автобус PESA, на котором нам держать путь на границу с Калининградской областью:

dav

Как это часто бывает в Литве, благоустройство на линии неоднородное. Есть заброшенные полустанки, признанные, видимо, неперспективыми, а есть красавцы-вокзалы, отреставрированные с тщанием и любовью:

dav

dav

dav

Кибартай — станция с пограничным контролем. У меня были кое-какие опасения насчет погранцов, но они развеялись по приезду. У нас проверили визы и отпустили гулять по поселку, приказав не фотографировать станцию.

Поселок очень грустный, неухоженный, пустынный. Левитан смотрит на все это с тоской:

dav

dav

dav

dav

Час скитаний по Кибартаю и обратно на рельсовый автобус на базу в Каунас:

dav

Следующий перегон — автобусный. Единственный в плане поездок, но очень важный, так как благодаря автомобильной связке у нас получилось обкатать малодеятельную линию Рокишкис — Радвилишкис — Шяуляй. Дизель здесь ходит всего трижды в неделю, хотя раньше была связка с Даугавпилсом не только пригородными, но и дальними поездами.

dav

dav

Ехать было довольно скучно. Первая остановка в Йонаве, куда мы так поездом и не попали. Из интересного еще — Аникщяй, где автотрасса пересекает узкоколейку из Паневежиса (действует в чартерном режиме). Наша конечная точка маршрута Рокишкис, небольшой райцентр на границе с Латвией, где пришлось провести аж 4 часа и где мне внезапно повстречался подписчик из твиттера. Шок.

Обедали, гуляли, традиционно дегустировали местное мороженое, хотя Рокишкис славится своими сырами (их можно купить и в Минске):

dav

dav

dav

Линия Рокишкис — Радвилишкис является одной из наиболее проблемных линий Литовских железных дорог. Движение на ней неоднократно пытались закрыть, но местные жители отстаивали свое право передвигаться на поезде. Перевозчик пошел на компромисс: большинство станций законсервированы, работает только их техническая часть, поезд в дороге лишь по пятницам и выходным дням.

4-IMG_20170423_143802

5-IMG_20170423_154401

dav

Ехать до Шяуляя, нашей очередной базы, аж три с лишком часа. Поезд то разгоняется, то стучит по рельсам не спеша, в пути 19 (!) остановок. Вагончик почти все время заполнен, поэтому назвать линию ненужной никак нельзя.

Мы в Шяуляе:

dav

dav

Шяуляй оказался недурнецким городом с первой пешеходной улицей в СССР и симпатичным озером. В воскресенье вечером было пустынно, даже кафе с ужином пришлось поискать — почти все оказалось закрыто.

dav

dav

dav

dav

dav

dav

Наконец, хвостик в Мажейкяй. На линии курсирует «Метровагонмашевский» (!) двухвагонный дизель-поезд. Звук двигателя у него, словно мотор от какого-то КАМАЗа:

dav

dav

dav

Станция Кужяй, где развилка на Мажейкяй и Клайпеду:

dav

Станции в пути законсервированы. Ранее линия продолжалась дальше в Латвию, сейчас потеряла транзитный смысл:

dav

dav

Мажейкяй:

dav

dav

10-IMG_20170424_103551

Здесь у нас было всего 10 минут, поэтому мы быстро вернулись в Шяуляй и сразу пересели на экспресс в Клайпеду. Об этом и обо всех типах поездах Литвы завтра в последнем посте о поездке.

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Michel Chamnet

    ##Я уже писал в предыдущем посте, сеть литовских железных дорог как и во
    всех странах бывшего СССР, деградировала с распадом красной империи.##
    Первое же предложение и сразу обоими ногами в говно… Загугли сколько железных дорог построено в среднеазиатских республиках. Спасибо за внимание.

    • А можно проверенную информацию на этоу тему?

      Ибо не так страшен гугл, как последующий факт-чекинг ;)

    • Денис Блищ

      Построено новое — не равно, что при этом не закрыто старое.

    • victogan

      Ну там своя специфика. Внутренняя связность стран после распада была серьёзно нарушена. В голожопой Молдове вон тоже ж построили.

  • victogan

    РА2 точно

  • Alex Digger

    Они точно хотят делать евроколею? не проще ли было бы в Польше проложить 1520, раз уж она и так есть в Финке, Эстонии, Латвии и Литве?

  • Вася

    Денис, большое спасибо за обзор! Я как вспомню ту кругосветку Клайпеда-Вильнюс в советские времена… Это еще хуже, чем Минск-Калинковичи-Гомель.