Недавно я ездил в Европу для следующего партнерского цикла постов в блоге (а партнером выступил чемпионат монтажников «Бестинсталлер», который пройдет 19-20 августа в Минске — приходите, ждем!) и на этот раз транспортная логистика оказалась наиболее сложной. За 9 суток я побывал в 11 странах: Польше, Италии, Сан-Марино, Ватикане, Франции, Монако, Швейцарии, Лихтенштейне, Люксембурге, Испании и Андорре. Четыре перелета, ночной поезд, два ночных автобуса, бесчисленное множество передвижений между городами, коих набралось порядка трех с половиной десятков, — короче, недурно. Я передвигаюсь только общественным транспортом, изредка такси, ограничен в бюджетах и хочу успеть как можно больше, поэтому крайне щепетильно отношусь к планированию. В этом посте несколько производственных «секретов» из богатого опыта построения сложных и недорогих маршрутов даже в очень дорогих странах.
Все свои поездки я строю «от первого полета» — авиаплеча до нужной точки, подходящего по цене и времени. Под первый полет можно подстроить и дату выезда из дома, и последующие переезды, но искать, конечно, следует действительно хороший вариант, чтобы вся эта суета не зря.
Так как поездка в этот раз была в Европу, то на ее примере и покажу. Для поездки туда да с перелетом вглубь части света в этом году альтернатив кроме Польши и Литвы практически нет. Украинские аэропорты отпали по причине войны, Минск и Москва по причине отсутствия самолетов без пересадок (а с пересадками цены до небес). Формально есть еще относительно близкая Рига, но до нее сложно ехать, а выбор билетов скудный.
В какой-то мере мне повезло, так как в Италии нужно было достичь сразу двух точек и, как опытный путешественник, я знаю, что перелеты в Италию лоукостами зачастую одни из самых дешевых (но не обязательно это правило работает в обратную сторону). Особенно доступен Милан по причине размещения в аэропорту Бергамо крупной ремонтной зоны, хотя это частности. Мне нужны были Рим или Римини, то есть Ватикан или Сан-Марино как начало путешествия.
Бескомпромиссно крутой сервис по поиску лоукостов с пересадками — azair.eu. У него есть мелкие проблемки, но богатый инструментарий и ориентация именно на бюджетные авиакомпании с лихвой их нивелируют. Мне выпал талон на 3 августа Варшава — Римини за 27 евро. Отличная цена!
На скриншоте видно, что я настроил поиск полета из «Всей Польши» в «Северную Италию» в окно с 15 по 31 августа — точно так же я искал билет для реальной поездки, просто окно было меньше, нужно было спешить.
Как и ожидалось, в системе нашлось множество вариантов попасть в Милан задешево (хотя Краков не слишком комфортная для белорусов точка вылета):
21 евро крутая цена, но я готов на небольшие компромиссы. Ищу только Римини с вылетом откуда угодно из Польши:
Ну вот, есть из чего выбирать :) А Литва? Ну, такое:
Сервис крутой настолько, что позволяет искать полеты, например, из Польши куда угодно с широким диапазоном дат. Возьмем тот же низкий сезон, ноябрь:
И что, прям за 8 евро из Варшавы в Брюссель? Да, вот я перешел на сайт Ryanair:
Разумеется, я рамочно представляю транспортную архитектуру в Европе и других частях света, а если не знаю, то предварительно ее изучаю. И так же могу сказать, что не знаю ничего — какие-то вещи ускользают от внимания, знания о других могут быть не актуальны.
Сходу я не могу и близко сказать, как проехать из Римини в Рим, через нормальный такой кусок Италии. Разумеется, я могу предположить наличие устойчивых связей между этими городами всеми видами транспорта, но сколько это занимает по времени? И кто быстрее, если не будет самолета? А цены?
Касаемо цен, конечно,мне более или менее понятно, как все устроено. Железка у них самая негибкая и самая дорогая. Автобусы чуть более гибкие, но в массе дешевле остальных видов транспорта. Авиаперевозки наиболее гибкие и при удачном раскладе могут быть самыми дешевыми. В общем, если следующее плечо большое, то сначала стоит искать авиа, затем автобусы и только после поезда.
Azair.eu за пределами бюджетных авиакомпаний не работает. Быстро стало понятно, что лоукосты не летают по этому маршруту, есть только пересадки. Плюс жесткая дата: логистика выстраивается от первого перелета, лишние ночевки это и время, и деньги, нужно спешить.
Aviasales предлагает, скажем, на послезавтра несколько всратый вариант с залетом в Краков и стремной двухчасовой пересадкой. В топку:
Тогда лучше всего ткнуться в бомбически прекрасный в своей универсальности сайт rome2rio.com. Этот ресурс знает прорву существующих связей во всем мире, позволяя в большинстве случаев обнаружить кратчайший путь. Да, в нем много неактуальных расписаний, но его использовать нужно именно как справочник о наличии тех или иных перевозчиков на пути. Расписания потом найдем на сайте выбранного перевозчика.
Вот мой случай:
Сайт знает один прямой поезд в Рим в 6 утра и несколько с пересадками до вечера. Но самый удобный вечером частично обслуживается «Фреччароссой», то есть дорого. Еще Rome2Rio знает прямой автобус. Жмем на меню и видим, что он ходит раз в сутки, а перевозчик некий Bonelli Bus:
Не поленитесь ткнуться в сайт крупнейшего автобусного оператора Европы FlixBus, там может быть что-то:
Итак, я вижу два автобуса в Рим: один в 14:50, другой в 16:15. Конечно, я беру второй, ведь каждый лишний час дает больше возможностей чего-нибудь увидеть. Лучше ехать уставшим вечером, а еще лучше в темное бесполезное время суток, но утро, день и вообще светлое время тратить на краеведение.
От времени отправления по следующему плечу я строю пешую логистику дня. Сколько я успею посмотреть точек? Во сколько вставать? Например, в Римини я прилетел из Варшавы в 23 часа, а в 6 уже вышел из отеля — изучил их систему внеуличного троллейбуса, в 7:40 сел на автобус в Сан-Марино, там прошел четыре города, вернулся обратно, пробежался по району, где любил пропустить стаканчик Федерико Феллини, и в 16:15, на ходу дожевывая «воппер», сел в автобус в Рим.
Из Рима в Ниццу/Монако вышло просто: Azair нашел дешевый самолет — повезло. Из Монако в Лихтенштейн было сложно: Rome2Rio предложил с пересадкой поездом ехать в Милан, а на следующее утро FlixBus подогнал автобус в Вадуц. Нормально, даже получилось отдохнуть. Из Лихтенштейна в Люксембург не получилось: с пересадкой в Базель, затем ночной автобус, где удалось выцыганить пару часов сна. Ну, впереди у меня было вообще две чисто бессонные ночи, так что роскошь.
В моем случае наиболее сложным моментом было возвращение домой. Я и так как мог сжал расписание, чтобы не сильно долго отсутствовать дома и не вылезти за пределы бюджета, однако против меня играл высокий сезон в Барселоне — лоукосты, разумеется, не предлагали никаких хороших цен для отпускников, возвращающихся к станкам на родину. Конечно, я максимально гибок — готов лететь в Польшу, любую Прибалтийскую страну, Чехию, Венгрию, Румынию, в общем туда, где дешевые поезда, а я приближаюсь к дому.
Смотрите, что предлагает Барселона, например, через неделю с шириной окна вылета в двое суток (больше я позволить себе не мог ждать):
В моем случае тоже висело предложение за 60 евро улететь в Варшаву, но если бы все было так просто… При переходе по нему и тогда, и сейчас выскакивает совсем другая цена, в моем случае вообще 400 евро! Увы, идеальных сервисов не бывает, они ошибаются.
В общем, я два дня перебирал все возможные варианты, сравнивал плюсы и минусы и остановился на полете Барселона — Краков за 120 евро. Борт прилетал в «королевский город» в полночь, в 4 утра виднелся поезд Краков — Варшава — Белосток, который заодно позволял в Варшаве перескочить на электричку в Тересполь, другими словами, давал возможность переходить границу маршруткой как из Белостока, так и из Тересполя.
Почему сразу не решить, как ехать и купить билеты? Потому что в Барселоне забастовки бортпроводников и часты отмены. Потому что лоукосты тоже опаздывают и легко могут не прилететь к поезду на Варшаву. В конце концов, опаздывают польские поезда — это вообще норма. То есть обратный путь я прокладывал онлайн.
Прилетел в Краков? Смотрю места на маршрутках из Белостока и Тересполя. В Тересполе все раскуплено (жаль, ведь был бы на несколько часов раньше дома), но есть в Белостоке. Еду туда. По пути в Белосток обнаруживается место в более ранней (кто-то сдал билет), так что меняюсь на нее и бронирую место в автобусе Гродно — Минск. Застряли на границе? Снимаю бронь и перекидываю ее на два часа позже, теперь уже точно успеваю.
Спал я после этого два дня :) Зато будет что почитать в блоге! А уж сколько впечатлений!