Минский ресторатор предложил придумать логотип для его бара за $200. Почему это будет плохой логотип в любом случае

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Алексей Садовой, создатель многих баров и кафе Минска, в своем Фэйсбуке объявил тендер на создание логотипа для заведения «Невыносимая легкость бытия». Условия тендера следующие: придумать интересный концепт, выслать его заказчику и ждать решения. Нисколько не сомневаюсь, что Алексей получит достаточное количество заявок и с большой долей вероятности что-то выберет, а исполнитель получит свои две сотни. Но я крепко убежден: этот логотип будет плохим в любом случае, а 200 долларов с таким же успехом можно было бы выкинуть в форточку. Хорошая дизайнерская работа стоит заметно дороже, а оценивать айдентику по критериям «о, прикольно» или «а что, красиво нарисовано» в корне неверно.

По поводу тендера Садового у меня в твиттере возникла дискуссия. Многие его поддерживали и даже больше: не раз звучала мысль о том, зачем вообще нужны эти логотипы, типа на дворе XXI век, алло. Мол, достаточно выцепить оригинальную идею и этого достаточно — она и стоит двести баксов. А на рынке полно молодых иллюстраторов, с удовольствием поработающих за две сотни.

Вероятно, примерно так размышляет и Садовой. И по-своему прав: если в Беларуси сложилась практика делать «никакую» айдентику, то скреативить что-то забавное — уже результат.

Ну, а я в свою очередь уверен, что «забавно» («интересно», «прикольно», «красиво») — это слишком маленький результат для коммерческого предприятия. Да, знаю, переубедить массы трудящихся у меня все равно не получится: дизайн, графика, айдентика — они из тех творческих отраслей, в которых «понимают» все. Что там тот логотип вообще рисовать? Открываешь бесплатный онлайн-конструктор и через пять минут все готово :)

Но попробую.

Люди творческих профессий, порог вхождения в которые заметно снизился с развитием техники и технологий, давно столкнулись с проблемой резкого падения гонораров. Здесь все честно: если заказчик не видит разницы между продукцией фотографа за пятьдесят долларов и фотографа за сто долларов, то зачем платить больше? И как фотографу за сотку, за две и пять объяснить, почему он столько стоит? Забегая вперед скажу: никак. Заказчик должен видеть, иначе он никогда не заплатит выше, чем предлагает рынок (а на рынке толпы чуваков, накопивших на полноформатник со светосильным объективом).

Со многими видами творческой продукции точно так же: если заказчик не понимает, как фотосъемка, логотип, копирайт, дизайн помещения влияют на добавочную стоимость его конечного продукта и капитализацию бизнеса в целом, то он забюджетирует просто некую комфортную сумму, с которой готов расстаться. У Садового это, как мы видим, двести баксов.

Окей, если заказчик не видит никакой особой ценности в логотипе для его бизнеса, а, следовательно, не видит ее и абсолютное большинство обычных людей из числа, например, будущих посетителей бара «Невыносимая легкость бытия», то к чему вообще дискурс?

Хех, и вот здесь начинается самое интересное. Так как творчество лежит в плоскостях экзистенциальных, эмоциональных, возвышенных, то мы оцениваем его и проецируем на себя именно на подсознательном, чувственном уровне. Это как с кино: суперпуперблокбастер про сверхчеловека-мегаслона может быть снят за деньги, сопоставимые с бюджетом небольшой африканской страны, в нем могут играть топовые актеры, а спецэффекты поражать уже давно пораженное воображение, но послевкусие от такого кино вряд ли будет глубже, чем восклицание после финальной сцены: «Круто». И, заметьте, я не говорю про говнокино — это может быть действительно хороший фильм со складным сюжетом и режиссурой.

Противоположность понятно какая: фильм без этих всех пиу-пау, а какая-нибудь говорильня может вызвать совсем другие чувства, более глубокие сопереживания, побудить посмотреть его повторно, привязаться к режиссеру или сценаристу, изучить другие их работы. Потому что в этом фильме есть что-то еще, чем просто миллион долларов расходов за минуту экранного времени.

Логотип, конечно, не кино. Но логотип является частью общего продукта под названием «бар» — он дополняет, а чаще даже визуализирует его концепцию, собранную из меню, дизайна помещения, одежды официантов, локации, ценовой карты и много чего еще. Точнее, оно должно быть вот так, если все делается по уму, а не просто «потому что надо».

Обывателю кажется, что логотип — это такая простенькая картиночка и буковки, сварганить которые может и школьник. Да само собой может, вопрос ведь не в технике исполнения. «Картиночка» и «буковки» должны не просто отложиться в голове клиента, а еще и суметь вызвать определенные эмоции, ассоциации, воспоминания и, разумеется, такие, которые вернут его за барную стойку завтра и через год.

За простотой хорошего логотипа всегда скрывается большая подготовительная работа, в ходе которой дизайнер ищет способы визуализировать ценности продукта в связке и с владельцем бизнеса, и с управляющим, и с маркетингом. Это нормальный кусок времени, который никак не стоит 200 баксов. Да и логотип Садового, созданный через фэйсбук, не обязательно должен быть оценен в две сотни — желающие нарисовать картинку и буквы нашлись бы и за сотку и за полтос.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎