С интересом окунулся в общественное мнение относительно часов «Луч» :) Сначала чисто по работе — мы в prview.by помогали с пиаром перевыпуска их линейки «Вышиванка», — а потом уже из личного интереса. Вот, например, куча комментариев под заметкой на «Онлайнере». Вообще я особенно люблю работать с продуктами, которые нравятся мне лично: в эпоху новой искренности лучше всего получается быть искренним от души. Теперь «вышиваночные» «Луч» и у меня на руке, а перед вами ответ на главную претензию многочисленных комментаторов — почему так дорого. Да разве дорого?
В интернете можно найти множество текстов о себестоимости тех или иных товаров. Посыл их понятен: «Смотрите, граждане трудящиеся, нас обирают как липку! На самом деле айфон стоит двести баксов, а все остальное капиталисты кладут себе в карман!».
Несмотря на то, что с годами мое мировоззрение слегонца левеет, я далек от желания делать столь крутые выводы из простых арифметических подсчетов стоимостей комплектующих. Даже без учета цены инженеров, разработавших айфон, налоговой нагрузки, продвижения и прочих затрат, неизвестных простому обывателю, себестоимость айфона играет далеко не главную роль при формировании цены на полке. Очевидно, мы покупаем у Apple что-то большее, чем высокотехнологичное устройство, базовой функцией которого все еще считается обычный телефонный звонок. В готовности заплатить штуку баксов и статус обладателя устройства, и комфорт использования, и внешний вид, и экосистема Apple, и много чего еще. Айфон это не столько смартфон, сколько набор стандартных решений для повседневных проблем. Айфон наполнен ценностями и смыслами, и каждый покупатель как минимум разделяет эти ценности и принимает смыслы.
Вообще производитель практически любого товара стремится сформировать добавочную стоимость из тех самых ценностей, потому что сырье для замеса ценностей доступно в практически неисчерпаемых количествах. Ценности — это мы с вами, общество в целом и индивидуальности отдельно. Со своими представлениями о прекрасном, с представлениями о хорошем и плохом, вкусном и невкусном. За возможность потреблять что-то, что резонирует с нашим внутренним «я», мы готовы доплачивать (если у нас есть деньги, конечно; но даже и за тех, у кого их нет, идет маркетинговая борьба не на жизнь, а на смерть).
Если взять, скажем, какой-нибудь совсем приземленный продукт типа молока, то в одной категории цены могут разниться на 30% и более. Вот ссылка на «Е-доставку», где выбраны все литровые упаковки белорусских производителей с жирностью 2,5%. Хорошо видно, что больше всех денег хотят владельцы брендов «Простоквашино», «Ле Шале» и «Страна Васильки», подмешивая в свои продукты кто ностальгию по «тому самому советскому молоку», а кто и васильковый патриотизм. Не хотите платить за прикосновение к василькам на бутылке, берите «Бабушкину крынку», она заметно дешевле.
Конечно, себестоимость конкретно молока в каждой из бутылок на полке примерно одинакова, если сырье закупается у белорусских производителей. Даже вместе с маркетингом, логистикой, налогами и стоимостью присутствия на полках производитель затратил в 2-3 раза меньше, чем заплатит в итоге потребитель. Точнее, кто-то в два раза меньше, а кто-то в три…
Нет никакого смысла считать, сколько «Лучу» стоили часы-вышиванки в производстве. Нет смысла сравнивать часы с «Али» с часами «Луча» — и те, и те показывают время, но еще его показывает экран мобильника и даже часы «Электроника» в метрополитене. Короче, базовая функция аксессуара сама по себе не стоит ничего. С распространением мобильных телефонов часы стали еще более особенным товаром, который потребовал наполнения новыми смыслами. С «котлами» за тыщи долларов все и так понятно, но что насчет категории недорогих устройств типа того же «Луча»?
Цена на них, конечно, не берется с потолка. Для маркетирования подобной продукции проводится исследование: для кого и с каким достатком предназначены эти устройства. Очевидно, для городского жителя возраста 25-40 лет с высоким достатком, но который считает архаичным выражение статуса через дорогие аксессуары. Наоборот, простенькие хипстерские часики с патриотичным дизайном могут удачно срезонировать и вытянуть из кармана покупателя те самые $90 для «Луча».
Так устроен мир.
Фото на обложке от «Комсомолки».