Как богатеют страны (на примере Люксембурга)

Как богатеют страны (на примере Люксембурга)
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Люксембург — самая богатая страна мира. Минимальная получка больше двух тысяч евро, а пять тысяч на руки в принципе распространенное явление. Это не «тихая налоговая гавань», не чудо природной ренты, это результат упорного труда нескольких поколений металлургов и авантюристов-промышленников. Люксембург по-прежнему является одним из мировых центров сталелитейной промышленности и местом расположения штаб-квартиры стального монстра ArcelorMittal, управляющего заводами по всей планете (ближайший к нам «Криворожсталь», о железнорудных карьерах которого у меня когда-то выходил роскошный пост). Люксембург вырос на коксующемся угле Рурского бассейна, таможенном союзе с Германией и революционных технологиях сталепроката. Герцогство дало миру миллионы тонн двутавровых балок, даже заработав право называть один из ее типов «диффердингером» по названию города Дифферданж. Откуда и пост.

Цикл: Карликовые государства | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Сан-Марино. Столица. Возникновение карлика и его странное политическое устройство ← читать!
◉ 02 | Сан-Марино. Борго-Маджоре. Экономика республики ← читать!
◉ 03 | Сан-Марино. Серравалле. Натурализация и сила паспорта ← читать!
◉ 04 | Сан-Марино. Догана. Социалочка для местных ← читать!
◉ 05 | Ватикан. Нюансы границы Святого Престола ← читать!
◉ 06 | Ватикан. Собор святого Петра: пышность и монументальность как главный аргумент для прихожан ← читать!
◉ 07 | Ватикан. Устройство папской железной дороги ← читать!
◉ 08 | Мальтийский Орден. Дворец наногосударства в Риме. Как выглядит посольство Ордена в Минске ← читать!
◉ 09 | Монако. Социальное жилье, местные Шабаны ← читать!
◉ 10 | Монако. Подземный вокзал станции Монте-Карло ← читать!
◉ 11 | Лихтенштейн. Столица. Образование карликового княжества ← читать!
◉ 12 | Лихтенштейн. Тризен. Пасторали альпийской провинции ← читать!
◉ 13 | Лихтенштейн. Шан. Как получить местный паспорт ← читать!
◉ 14 | Люксембург. Столица. Мост Адольфа и виадук через каньон ← читать!
◉ 15 | Люксембург. Столица. Знакомство с самой богатой страной Европы ← читать!
◉ 16 | Люксембург. Дифферданж. Индустриальный расцвет герцоргства ← сейчас открыто
◉ 17 | Люксембург. Эш-Сюр-Альзетт. Это просто красиво ← читать!
◉ 18 | Люксембург. Дюделанж. Система бесплатного транспорта в стране. Позитивная маятниковая миграция ← читать!
◉ 19 | Люксембург. Беттамбур. Система перехватывающих бесплатных парковок ← читать!
◉ 20 | Люксембург. Провинция в самой богатой стране Евросоюза ← читать!
◉ 21 | Люксембург. Вианден. Наиболее живописный город герцогства ← читать!
◉ 22 | Люксембург. Дикирх. Вопросы натурализации в стране ← читать!
◉ 23 | Люксембург. Юнглинстер. Внешний вид и цены в квартале новостроек ← читать!
◉ 24 | Андорра. Столица. Лютая история про уроженца Вильнюса, который стал королем страны ← читать!
◉ 25 | Андорра. Эскальдес. Цена на выпивку в Андорре. Страна-дьюти-фри ← читать!

Люксембург хоть и небольшая страна, но даже в пределах своих скромных размеров разительно отличается по плотности расселения, промышленному потенциалу и характеру землепользования. Юг, включая столицу, значительно урбанизирован и вмещает множество промзон. Север, напротив, чисто сельскохозяйственный, местами даже необжитый регион, где на склонах гор зреет виноград, а в долинах колосится ячмень.

Юг Люксембурга прошит железнодорожными ветками, появившимися здесь еще в середине XIX века. Железная дорога сделала огромный вклад в экономическое развитие герцогства и помогла промышленникам пройти важный эволюционный этап вертикальной интеграции компаний. Простыми словами, если на начальном этапе чугуноделательные заводы только и занимались, что изготовлением чугуна, то к началу XX века научились контролировать весь процесс от добычи руды и закупки угля до экспорта готовой продукции.

В Дифферданж я как раз и приехал железной дорогой, которая в пределах страны полностью бесплатна для всех:

Уже в начале прошлого столетия в Люксембурге начался естественный процесс консолидации компании. Мелкие заводы объединялись в компании покрупнее, а наибольшую эффективность показало предприятие ARBED (Acieries Reunies de Burbach-Eich-Dudelange).

На улице Джона Кеннеди:

Вплоть до окончания Второй мировой ARBED было непросто из-за кризисов разного характера и, особенно, закрытия европейских рынков сбыта (по разным причинам). Но, как и пишут в учебниках по маркетингу, кризис дал новые возможности. Сталелитейщики расширили номенклатуру производства, включая изделия с большой добавленной стоимостью, вышли на рынки Южной Америки и Азии. Компании научились быть эффективными в деле переработки бедной люксембургской руды.

Песочница и пляж на безымянной площади у гостиницы. Здесь установлен памятник шахтерам Люксембурга (не уверен в правильности перевода, так как в Люксембурге, кажется, руда добывалась только в открытых карьерах):

Уже через пять лет после войны Люксембург вместе с Бельгией, Нидерландами, Францией, Италией и Западной Германией учредил Европейское общество угля и стали, прообраз Евросоюза с нулевыми таможенными пошлинами и свободным перетеканием капиталов и ресурсов через границы. Люксембург как и другие члены ЕОУС получил свою квоту на производство ключевых продуктов сталелитейной промышленности и вступил в свой золотой век. На протяжении 30 (!) лет экономика герцогства росла невиданными темпами до 8% в годовом выражении.

Улицы города:

В 1967-м ARBED «съела» всех конкурентов в стране и выкупила завод в бельгийском Генте, но через семь лет счастье закончилось из-за перепроизводства стали в мире — европейских и американских промышленников начали теснить молодые азиатские тигры, еще не познавшие радостей «взрослой экономики» с ее социальной нагрузкой, профсоюзами и минимальной оплатой труда.

Впрочем, для ARBED и это испытание закончилось неплохо. В компанию были влиты крупные государственные деньги в обмен на доли в уставном фонде. Гигант прошел этап модернизации, снова научился быть эффективным.

Очень понравился этот простенький жилой комплекс:

В 2002-м ARBED прошла на следующий уровень консолидации, слившись с испанской Arcelaria, уже поглотившей к тому времени французскую Usinor. Новым брендом стал Arcelor, под ним работала крупнейшая сталелитейная компания в мире. Но спустя четыре года она превратилась вообще в недосягаемую, слившись с англо-голландской Lakshmi Mittal британского миллиардера индийского происхождения Лакшми Миттала. Так в Люксембурге обосновался штаб лидера планеты ArcelorMittal.

Завод в Дюделандже все так же работает, но был продан Лакшми несколько лет назад с некоторыми другими европейскими площадками. Сам ArcelorMittal выстроил в этом городе свой главный логистический хаб стран Бенилюкса и продолжает быть экономически успешным, давая значительную долю ВВП герцогства. Сбербанку Люксембурга продана штаб-квартира в столице:

Да, сталь уже не локомотив его экономики, она уступила услугам, включая банковское дело, но вклад в промышленный сектор остается исключительно высоким, хотя в Люксембурге работают и другие монстры производства типа Kronospan и Astron.

Руда тоже не добывается. Теперь сталь получается только из лома и только в электроплавильных печах. У каждой эпохи свои особенности!

Что же в сухом остатке? Успех Люксембурга — это вертикальная интеграция бизнеса, открытые границы, концентрация на одной отрасли, эволюционная борьба внутри нее по законам капитализма, помощь государства в трудную минуту, постоянная модернизация.

Просто и сложно одновременно.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎