Люксембург единственная страна в мире, в которой весь внутренний общественный транспорт бесплатен как для граждан, так и приезжих. Деньги взимаются лишь с тех, кто хочет воспользоваться вагонами первого класса в поездах, а также на международных рейсах или на рейсах зарубежных компаний, заезжающих в страну. Более того, люксембургские электрички также бесплатны для пассажиров крайних приграничных станций в Германии, Франции и Бельгии. Да, страна небольшая, но, тем не менее, довольно плотно населена и в ежедневном режиме привлекает более 210 тысяч маятниковых мигрантов, людей, живущих за границей, но работающих в герцогстве. Эти ежедневные мигранты, в общем, во многом и явились причиной отмены оплаты за проезд ради стимуляции отказа от личного транспорта в пользу общественного. В этом тексте о люксембургском эксперименте параллельно с прогулкой по городку Дюделанжу.
Цикл: Карликовые государства | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Сан-Марино. Столица. Возникновение карлика и его странное политическое устройство ← читать!
◉ 02 | Сан-Марино. Борго-Маджоре. Экономика республики ← читать!
◉ 03 | Сан-Марино. Серравалле. Натурализация и сила паспорта ← читать!
◉ 04 | Сан-Марино. Догана. Социалочка для местных ← читать!
◉ 05 | Ватикан. Нюансы границы Святого Престола ← читать!
◉ 06 | Ватикан. Собор святого Петра: пышность и монументальность как главный аргумент для прихожан ← читать!
◉ 07 | Ватикан. Устройство папской железной дороги ← читать!
◉ 08 | Мальтийский Орден. Дворец наногосударства в Риме. Как выглядит посольство Ордена в Минске ← читать!
◉ 09 | Монако. Социальное жилье, местные Шабаны ← читать!
◉ 10 | Монако. Подземный вокзал станции Монте-Карло ← читать!
◉ 11 | Лихтенштейн. Столица. Образование карликового княжества ← читать!
◉ 12 | Лихтенштейн. Тризен. Пасторали альпийской провинции ← читать!
◉ 13 | Лихтенштейн. Шан. Как получить местный паспорт ← читать!
◉ 14 | Люксембург. Столица. Мост Адольфа и виадук через каньон ← читать!
◉ 15 | Люксембург. Столица. Знакомство с самой богатой страной Европы ← читать!
◉ 16 | Люксембург. Дифферданж. Индустриальный расцвет герцоргства ← читать!
◉ 17 | Люксембург. Эш-Сюр-Альзетт. Это просто красиво ← читать!
◉ 18 | Люксембург. Дюделанж. Система бесплатного транспорта в стране. Позитивная маятниковая миграция ← сейчас открыто
◉ 19 | Люксембург. Беттамбур. Система перехватывающих бесплатных парковок ← читать!
◉ 20 | Люксембург. Провинция в самой богатой стране Евросоюза ← читать!
◉ 21 | Люксембург. Вианден. Наиболее живописный город герцогства ← читать!
◉ 22 | Люксембург. Дикирх. Вопросы натурализации в стране ← читать!
◉ 23 | Люксембург. Юнглинстер. Внешний вид и цены в квартале новостроек ← читать!
◉ 24 | Андорра. Столица. Лютая история про уроженца Вильнюса, который стал королем страны ← читать!
◉ 25 | Андорра. Эскальдес. Цена на выпивку в Андорре. Страна-дьюти-фри ← читать!
Дюделанж крохотный заштатный городок, даже не кантональный центр. Промышленности и логистических центров нет, все это немного севернее в Беттамбуре. Короче, «спальный район», только в данном случае не район, а отдельный населенный пункт, который каждое утро отправляет все свое население в столицу за деньгами.
Сюда протянут «ус» от магистральной железной дороги, продолжающийся еще немного дальше за границу до французского города Волмеранж. Даже нет путевого развития, просто одна пара рельс и высокая платформа:
Поезда заезжают в Дюделанж очень часто (как и везде в Люксембурге). Кроме того, до столицы можно добраться многочисленными автобусами, идущими разными маршрутами. В общем, доехать до работы не составляет никакого труда. Тем более бесплатно!
Люксембург отменил плату за проезд 1 марта 2020 года. К этому времени страна накопила кучу проблем, связанных с дорогами: самый высокий уровень автомобилизации в Европе (690 машин на 1000 населения), бесконечная гонка инфраструктуры за трафиком, обескураживающие прогнозы по насыщению личным автопарком домохозяйств. Вторая и даже третья машина стала нормой для среднестатистической семьи в герцогстве.
Почему? Потому что высокие личные доходы и невысокие акцизы на топливо — все просто.
Церковь святого Мартина в центре Дюделанжа:
В Люксембурге очень дорого жить, что поспособствовало развитию необычного явления: в ежедневном режиме пересекают границу герцогства не только подданые других государств, но и сами люксембуржцы, вынужденно арендующие жилье за пределами собственной страны. Бесплатный транспорт это в том числе небольшая компенсация для тех, кто не может позволить себе квартиру в центре или хотя бы пригороде.
Еще улицы Дюделанжа:
Страна многое сделала для повышения привлекательности общественного транспорта. Это не менее важно, чем его бесплатность в деле привлечения пассажиров. Были закуплены новые автобусы, введена в эксплуатацию трамвайная система с футуристического вида машинами, приведена в порядок инфраструктура. Отмена оплаты потребовала также дополнительного выделения 40 миллионов евро ежегодно к той сумме, на которую и ранее дотировались поезда и автобусы.
Мэрия города и главная площадь:
Эксперименты с бесплатным транспортом появились в мире еще в 80-е годы прошлого столетия. Все они без исключения оказались неудачными, доля поездок на нем не росла, а кое-где и снижалась. Самый долгий эксперимент проводит Таллинн, где муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи уже 9 лет бесплатны для горожан. Таллинн также не добился существенных успехов в борьбе за снижение автомобилизации, но и отказываться от практики не планирует. У бесплатного транспорта есть плюсы, например, доступность поездок для незащищенных граждан.
Дюделанж:
Люксембург тоже не заметил никакого эффекта. Бесплатный транспорт приветствуют те, кто и так им пользовался в силу невысоких доходов. Также на поезда и автобусы неожиданно пересели велосипедисты, оказавшиеся не зожниками, а только лишь экономными людьми. Но Люксембург не сдается: страна выбрала стратегию постепенного улучшения обслуживания транспортом, существенных инвестиций в инфраструктуру с постепенным выстраиванием барьеров на пользование личным. Будем наблюдать.