Почему «Ляпис Трубецкой» всё

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Самоликвидирована ведущая рок-группа Беларуси «Ляпис Трубецкой», команда на прощание отыгрывает коротенький тур и уходит в небытие. Песни-то останутся, но вместе с ними останется и ощущение недосказанности. Михалок говорит о причинах ухода со сцены одно, а мне кажется другое: группу победила система, та самая система, с которой она активно боролась.

«Ляпис» образовался в недрах минского андеграунда еще в конце 80-х, но до середины 90-х о них мало кто знал. Запомнились ребята выступлением в парке Горького летом 96-го, когда на песне «Лукашенко» им рубанули свет. Представленный тогда же первый профессионально записанный альбом «Ранетое сердце» неплохо разошелся, и народ принял этих вечно пьяных пацанов с подъездными песнями про любовь.

Песни были удачные: парни попроще слышали в них простые слова о самом сложном чувстве, а другие — самоиронию и нотки грусти. Но про Лукашенко «Ляпис» больше не пел, власти себя не противопоставлял и единичный порыв по-панковски был благополучно забыт.

Незнакомому с музыкантами лично, мне, как и всем, виделось, что коллектив держался на Михалке, и был отражением его собственной жизни. Вот пьяный угар девяностых и романтика полуподпольных концертов в домах культуры; вот ломка личности, смена мировоззрений — и новый «Ляпис», жесткий, хлесткий, про систему, против которой они, музыканты.

«Ляпис» добавил в свое творчество и люмпен-пролетарианства, и революционность, и щепотку национализма, вновь стал работать на разную публику. Вот ребятам в спортивных штанах из Чижовки — про волю и гордость работяги, нонконформиста; вот интеллигенции — песни про гордость нации, на слова великого белорусского поэта да под бело-красно-белым флагом. Каждому свое — группе успех.

При этом, что удивительно, «Ляпис» никогда не варился в котле столичной музыкальной интеллигенции. Ведь во многом N.R.M. или там «Крама» — они тоже за вот это вот все и против того самого, но поставить их в один ряд никак нельзя. Вольский сложный, для думающих, а Михалок простой — для всех. Потому и был коммерчески успешным.

Но вот что: я верю, что «Ляпис» не только зарабатывал деньги. Они всегда были конъюнктурщиками, чего греха таить, но божья искра в Михалке определенно есть. «Ляпис» хотел быть тем спусковым крючком, который заставит идти на баррикады если не на улицы, то хотя бы в собственных мозгах — подумать, осмыслить, не за чмо ли тебя держит система? И вроде бы даже был такой запрос у публики — «ня быць скотам» — но духа хватило только репостить в пабликах и ставить на мобильник «Грай».

Настали такие времена: нынешнему «Ляпису» все тяжелее достучаться до голов. Основной рынок — российский — почитай вообще закрыт. Не запретами властей, а отсутствием запроса. Ну в самом деле, кому нужен Михалок, который про революцию и «пути народа», когда «Крымнаш»?

«Ляпис» проиграл этот бой системе. Можно было еще молотить концерты, деньги и видеообращения, но все это об стену горох. Система победила, увы.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!