Через десять дней я погружусь в Египет, мою 49-ю страну в коллекции, и тщательно его откраевежу. В рамках этого контент-цикла можно интегрироваться в мой блог и соцсети — например, попасть в сторис инстаграма, его ленту и разные другие точки. Конечно, отдельный день будет посвящен Каиру и Гизе, двум гигантам могучей египетской агломерации, суммарно дающим крышу над головой 15 миллионам человек. Да, сфотографирую пирамиды и статую Сфинкса, но в целом любой мой более или менее постоянный читатель знает, что я предпочитаю знакомиться с городами глубже обычных туристических маршрутов. Во всех случаях такое знакомство проходит по заранее утвержденному плану, разработка которого начинается с карты. Я люблю карты, умею их читать и по разным признакам понимать, куда ходить и куда не ходить, иногда даже где искать точку для роскошного инстаграм-поста. Вот на примере Каира и покажу, может, будет полезно.
С точки зрения дизайна мне намного больше нравятся карты Яндекса, но их охват очень ограничен — они хороши для России, Беларуси, Казахстана, стран Балтии, частично других республик бывшего СССР. Более или менее ими можно пользоваться в странах присутствия сервисов Yango (бренд такси за пределами СНГ), но таких стран мало. Короче, для Египта не подойдет.
В общем, придется мучаться с Google и в случае чего догоняться Open Street Maps (тем более полезно закачать нужный регион в память телефона). Карты Google отлично наполнены, но для визуалов типа меня выглядят ужасно — расстановка зданий демонстрируется только на максимальных приближениях. Google делает свои карты для автомобилистов, которые едут из точки А в точку Б, а не пешеходов, которые гуляют свободно.
Пятимиллионник Гиза занимает левый берег Нила, десятимиллионник Каир правый:
Обычно какие-то особенности устройства крупного города/агломерации хотя бы поверхностно описаны в Википедии, ее полезно пробежать глазами заранее. Кроме того, у меня в голове о многих столицах мира есть обрывочные сведения, почерпнутые из подписок в инстаграме и блогов. Мне в этом смысле чуть попроще, чем человеку без знаний, но, с другой стороны, новичок и не поедет в Каир, а начнет, скажем, с Парижа — там проще.
Короче, я понимаю, что вечером приеду в агломерацию и уже заранее планирую ночевать где-то поближе к пирамидам, чтобы пойти к ним с утра. Пирамиды вот здесь в юго-западном углу Гизы:
И Google, и Яндекс выделяют песочным цветом места наибольшего скопления людей в городах. Эта особенность разметки карт и помогает, и мешает: например, по ней легко найти центральную улицу, туристическую пешеходку, вокзал, но также «песком» может быть выделен популярный торговый центр, в котором ловить абсолютно нечего.
В случае с пирамидами он явно помогает и дает возможность сразу найти билетную кассу и точку входа. Значит, я поброжу рядом поищу ракурсы с застройкой и пирамидами на фоне, а потом пойду как все.
Еще дома за компьютером понятно, что идти нужно до точки на карте с панорамным видом, а потом покидать зону пирамид не возвращаясь назад, а идя дальше до жилой застройки Гизы. Там вызывать такси.
В центре Гизы много «песка», но в режиме панорамных карт и загруженных пользователями фотографий видно, что это ничего не значит — город перенаселен, посещаемость тех или иных мест может быть обусловлена чем угодно. Вокруг мутная многоэтажная застройка, смело пропускаем.
Вообще если карта показывает хаотическое сплетение улиц, через которую пробита какая-нибудь крупная магистраль — пробита максимально безжалостно — практика показывает, что там скорее всего ничего интересного не будет. Это пояс плотных многоэтажных жилых и административных зданий, где сосредоточена повседневная жизнь крупного города. Для азиатских и ближневосточных стран правило работает без исключений. Если же крупные дороги обходят хаос старых улиц, значит, там было что беречь, но об этом попозже.
Для начала следует обращать внимание на аккуратную регулярную застройку. Есть такая в Гизе:
Но панорамные снимки ничего особенного не показывают: тоска.
Зато в другой части с регулярной планировкой и отметками всяких посольств и приличных гостиниц попадание точное. Это университетский городок, интересный ансамбль в составе города. Туда я точно пойду:
Время двигаться дальше. В русле Нила расположено несколько островов, на которых есть застройка. Это всегда должно вызывать интерес, тем более один из островов имеет регулярную планировку и «запесочен». Вики говорит на нем старейшие мусульманские постройки Египта, а также древнейший ниломер, устройство для замера уровня воды в реке.
На правом берегу основная часть египетской столицы. Моя личная программа знакомства с городом требует пройтись по главной площади, по главной улице, по пешеходке. Все это легко нагуглить и пометить себе в голове, составляя маршрут.
В центре города большая территория под «песком». Панорамы показывают всякую красоту а-ля belle epoque, а гугл говорит, что это результат перестройки города конца XIX века в духе Парижа. Однозначно берем:
Ищем самую старую часть города. Оказывается, она поближе к тому острову, где я уже мысленно походил, поэтому в плане после острова она и встанет. Хаос улиц, который старательно обходят большие магистрали — верный признак интереса. Здесь «коптский» Каир, его доарабское сердце:
Короткий световой день, времени как всегда будет не хватать — я даже не пытаюсь планировать смотреть что-нибудь связанное с железной дорогой и музеями, просто понимая, что не успею. Но постараюсь сгонять в Гелиополис, бывший пригород столицы, уникальный комплекс начала XX века. Целые кварталы красоты в своем стиле:
Таким будет мой Каир.