У любого есть история про знакомого пацана, купившего какое-нибудь элитное в прошлом корыто и обнаружившего, что его содержание стоит кучу денег. Такой жизненный урок на тему ожидания и реальности, понтов и их цены. А может дело и не в понтах вовсе, а в отсутствии опыта — один раз попробовал почувствовать себя круче и хватит. Не все, правда, могут остановиться 😂 Хотя я вообще не про машины, мне просто была нужна метафора! В моей работе постоянно приходится сталкиваться с феноменом, требующим тщательного изучения — отделом маркетинга, которому босс не выделяет бюджет. А-а-а!! Это речь даже не про обслуживание тачки, это тупо зажимать бабки на бензин в надежде, что все поедет как-то само. Аж не могу.
У меня есть ощущение, основанное на личных наблюдениях, что маркетолог заводится в небольшой фирме чаще из-за необходимости следования каким-то паттернам. Ну, типа, маркетолог же нужен? Нужен. Ну, давайте наймем…
После этого маркетологу придумывают работу. Абсолютно универсальная позиция в штатном расписании: маркетолог заказывает визитки, готовит новогодний стол, иногда даже возит документы. Разумеется, обновляет инстаграм! Делает и кое-какую настоящую работу, например, смотрит цены у конкурентов и обрабатывает отзывы клиентов.
Вообще я не хочу умалять офисную рутину. Без сомнения, это все нужная и полезная работа, масло в двигателе бизнеса. То, что в небольшой компании на отдельных специалистов могут падать несвойственные им задачи, дело обычное, никуда от него не денешься — в малом бизнесе все сотрудники универсальные.
Плохо, когда за рутиной больше ничего. Маркетолог, раз уж его наняли в штат и назначили зарплату, должен заниматься свой основной задачей — маркетировать продукт. И, к сожалению, на свете существует совсем немного способов делать это бесплатно. Даже ведение соцсетей без промо постов за деньги кажется вообще бессмысленным занятием только если речь не про массовый продукт с широкой аудиторией и крепким брендом. В инстаграме миллионы аккаунтов, миллионы никому не интересных хэштегов, непримиримая борьба за внимание пользователя и, если кто-то, нанимая маркетолога, рассчитывает без вложений системно вынимать из социалок клиентов, то спешу огорчить.
Бесплатность, конечно, подкупает. Бесплатность площадок, на которых зарегистрированы, кажется, вообще все, порождает перекос в распределении усилий специалиста — он начинает тратить наибольшее количество энергии на то, что кроме бесплатности особо ничего не может дать. Сделать красивые аккаунты, придумывать контент-планы и посты, мутить с хэштегами, с накрутками, пытаться следовать трендам — все это пожирает кучу сил и имеет нулевой выхлоп. Оно имеет смысл тогда, когда на промо ставится полтинник полновесных долларов. Бинго!
Я вообще не понимаю смысла нанимать отдельного специалиста на маркетинг и не давать ему денег. Даже то полезное, что он может, легко сделать силами стороннего агентства, фрилансера или вообще боссу самому. В конце концов, небольшой бизнес не требует прям ежедневного мониторинга рынка. Разве нужно производителю диванов каждый месяц анализировать отрасль? Конкурентов? Ну, если он делает самые дешевые диваны в городе… И то, если это так, я уверен, понимание как заниматься маркетированием у него самое зубатое. На ценовом дне выживают чисто профессионалы.
Да и аккаунты в соцсетях, особенно аккаунты метизного завода или поставщика арматуры с целым контент-планом — зачем это все? Сделал пост с нужной информацией, настроил промо и работай дальше. Это просто один из каналов распространения сведений, их может быть множество.
В общем, маркетолог это сильно больше, чем просто пробежаться по ценам конкурентов и запостить сторис. И ему обязательно нужны деньги, потому что гвозди плохо продаются в инстаграме, особенно когда охват у поста 30 человек. Лучше купить рекламный блок в заводской многотиражке, к заводу-издателю которого все не удается подступиться и сбыть, наконец, вагон роскошных метизных изделий 😂
И на выставку надо съездить. И может даже со своим стендом стать!
Сделать direct-рассылку… то есть сначала, конечно, собрать базу, кому рассылать. Или купить ее у сотового оператора.
Генерация и реализация самых разных гипотез тоже стоит денег. Поездить по переговорам, провести исследование пользовательского опыта, не забыть подарочки на новый год корпоративным заказчикам.
Маркетолог без денег как без рук. Или дайте ему денег, или увольняйте.