На прошлой неделе социальные сети всполошились: исполком предложил минчанам голосовать за названия станций 4-й линии минского метро. В пятницу даже успели подвести промежуточные итоги. Оказалось, что горожанам не по нраву «Тучинка», «Локомотивная» и «Козырево», но хорошо зашли «Киевский сквер» и «Политехническая». Цирк! Большинство из нас не доживет до этой 4-й линии, если метро в Минске продолжат строить с такой же скоростью, да и сами планы на нее и уж тем более на названия станций могут 100 раз поменяться — за такой-то срок. Впрочем, недавно интерес к минскому метро проявили китайцы: недалек тот день, когда на своей родине у них работы не останется — там уже почти все построено — поэтому они начнут искать зарубежные подряды. Это не худший сценарий для Минска. Если метро в нашем городе начнет строить братский китайский народ, глядишь, поедем до «Киевского сквера» уже в следующей пятилетке. Это пост мечты — пост с фотографиями тех мест, где будут сделаны выходы со станций четвертой линии минского метро.
У фантазийных линий метро есть неофициальный термин — «фломастерное метро». Очень просто взять карту и нарисовать на ней какие угодно линии, обладая минимальными навыками работы в графических редакторах. Власти почти всех постсоветских городов страдают этой манией, причем в некоторых городах метро вовсе нет.
Любопытный факт: еще в 70-х годах для Минска планировалось три линии метро, их трассировка совпадает с тем, что мы имеем. Полностью возвести их планировалось к 2000-му году.
Четвертая линия на «схемах будущего» впервые на моей памяти появилась в середине 90-х в шеститомнике «Белорусской энциклопедии». Тогда ее трасса пролегала из Чижовки через Серебрянку, район МТЗ, Академию наук и далее под улицей Орловской до микрорайона Веснянка. С небольшими изменениями она кочевала из схемы в схему и долгое время была, что называется, уже «вопросом решенным». Вот, например, исполкомовская схема относительной свежести:
Однако буквально пару лет назад план развития подземки изменился и минчанам была представлена новая «фломастерная линия», почти полностью повторяющая контур второго транспортного кольца. Да, четвертая линия стала кольцевой:
В то же время в 2000-х звучали робкие голоса о том, что кольцевой должна была быть пятая линия, а четвертая по-прежнему возить минчан далекого светлого будущего из Чижовки в Веснянку…
Звучит, конечно, очень смешно.
Тем не менее, представим, будто будущее наступило, и поезда поехали по кольцу. Давайте посмотрим, где будут расположены выходы из станций этой линии.
Веснянка
Пересечение Орловской и Тимирязева. Станция расположится у «Тойота-Центра», напротив ныне (бесконечно) строящегося ТРЦ Palazzo. Остановка общественного транспорта «Второе кольцо», граница микрорайона Веснянка:
Старовиленская
Пересечение Орловской и Старовиленского тракта. Этот перекресток получит развитие: трамвай планируется перевести на Нововиленскую улицу, сам тракт расширить, а в месте его пересечения со вторым транспортным кольцом задумана развязка. Тракт должен забрать трафик с Долгиновского и стать основной вывозной магистралью будущих жителей Северного микрорайона. Полный снос частного сектора ожидается по нечетной стороне Орловской, а по четной — минимум до улицы Щедрина. Мечты!
Киевский сквер / Орловская
Перекресток Орловской и Гая. Как и в районе Старовиленского тракта, ожидается, что малоэтажная и усадебная застройка четной стороны Орловки будет снесена до Щедрина. Еще недавно станция «носила» имя «Орловская», но с некоторых пор «называется» «Киевский сквер». Сам сквер находится в пешей досягаемости.
Парк Дружбы Народов
Площадь Бангалор. Круговая развязка преобразится с возведением станции третьей линии — она станет многоуровневой. Станция четвертой линии ляжет, вероятно, со стороны непосредственно парка.
Политехническая / Сурганова
Перекресток Сурганова и Якуба Коласа. Изначально предполагалось назвать станцию в честь улицы — составной части второго транспортного кольца — но затем «победил» располагающийся неподалеку БНТУ.
Дом Печати
Перекресток проспекта Независимости и Сурганова. Первое пересечение с первой линией. С вероятностью 99% станция ляжет под Сурганова со стороны Академии наук, так как иначе построить переходные тоннели между ней и одноименной станцией будет невозможно.
Платонова
Перекресток Платонова, Сурганова и Академической. Глухой транзитный перекресток практически без мест общественного притяжения. Вероятно, станция может пользоваться спросом у студентов БГУИР, некоторые корпуса которого находятся в шаговой доступности.
Уральская
Перекресток улиц Уральской и Менделеева. Непосредственно у 6-й клинической больницы, в старом «хрущевском» районе. Может, станция метро оживит этот угол Минска.
Долгобродская
Площадь перед заводоуправлением МТЗ. Первое пересечение со второй линией. Уникальная ситуация: станция 4-й линии, вероятно, ляжет параллельно станции «Тракторный завод». На данный момент постройка перегона от «Уральской» до «Долгобродской», скорее всего, технически невозможна без реновации промзоны, расположенной над предполагаемыми тоннелями.
Автовокзал «Восточный»
Перекресток Ванеева, Тростенецкой и проспекта Рокоссовского. Автовокзала уже нет, а станция как бы «есть». Длиннейший перегон от «Долгобродской». Площадь получит двухуровневую реконструкцию.
Козырево / «Минск-Южный»
Улица Великоморская. Первая из станций в границах будущего района «Минск-Мир», создаст пассажирский хаб со станцией пригородных поездов и городских электричек. Район подвергнется полной реконструкции, так как сейчас представляет из себя в основном одноэтажный частный сектор. Вероятнее всего, станция получит некое третье название, так как от «Минска-Южного» уже решено отказаться, а «Козырево» не нравится минчанам в ходе соцопросов. В этом месте линия отклоняется на юг от второго транспортного кольца, чтобы захватить комплекс «Минск-Мир».
Минск-Мир
Перекресток Жукова и улицы без названия. Второе пересечение с третьей линией. Станция под центром будущего района «Минск-Мир». Вероятно, название утеряет.
Локомотивная / Жукова
Перекресток проспекта Жукова и Автодоровской. Линия возвращается под второе кольцо. Вероятно, станция получит какое-то третье имя.
Берестейская / Дзержинского
Перекресток Уманской и проспекта Дзержинского. Второе пересечение с первой линией. Линия вновь отклоняется от второго кольца, чтобы пересечься с первой линией в более проходном месте. От названия «Дзержинского» принято решение отказаться.
Тучинка / Харьковская
Перекресток Жукова, Пушкина, Харьковской и Пономаренко. Еще одна станция, лишившаяся старого имени, но и не получившая нового из-за общественного мнения. Очень проходное место. Линия вновь возвращается под второе кольцо.
Тивали / Притыцкого
Перекресток Пушкина и Притыцкого. Недавно станция получила новое название «Тивали», исторический топоним. Второе пересечение со второй линией.
Ольшевская / Ольшевского
Перекресток проспекта Пушкина и улицы Ольшевского. Как будто косметическая смена названия станции имеет на самом деле серьезную подоплеку. Николай Ольшевский — Герой Советского Союза, погиб при освобождении Вильнюса. Ольшево — хутор, существовавший в этих местах. Последняя, 17-я, станция 4-й линии.