Город в городе — МАЗ. Как устроены улицы, перекрестки и железные дороги крупнейшего предприятия Минска

dav

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

МАЗ и МТЗ особенные заводы хотя бы потому, что занимают огромные территории Минска. Это полноценные города внутри столицы, обособленные от внешнего мира и, конечно, труднодоступные обычным гражданам. Свои улицы, перекрестки, железные дороги и цеха, цеха, цеха. На удивление пресс-службы этих предприятий оказались очень отзывчивы, и мне пообещали индивидуальные экскурсии по обоим заводам. Сегодня прогулка по первому из них — Минскому автомобильному, флагману белорусского тяжмаша.

Может, я кого-то разочарую, но и в этом, и в следующем тексте почти не будет производственных линий. Во-первых, производственных репортажей в интернете пруд пруди, гуглите и обрящете. Во-вторых, мне интересно больше уличное устройство, здания заводов, подъездные пути железной дороги, такая чисто урбанистическая эстетика. Поэтому эти рассказы — рассказы о городских территориях Минска, на которых большая часть из нас никогда не бывала.

У МАЗа несколько проходных, но центральной считается та, что на Социалистической, 2. Рядом с ней построен знакомый многим по фотографиям и видео автомобильный выезд в виде полукруга:

dav

dig

Используется он, к слову, редко, в основном для вывоза техники на парады и выставки.

Здесь же экспозиция модельного ряда и доска почета — куда ж без нее.

dav

dav

У проходной стоит три образца техники. Это относительно свежая модель автобуса МАЗ-241, пришедшая на смену 256-му:

dav

Конечно же, 205-й, первенец автомобильного завода, выпускавшийся в середине прошлого века:

dav

Ну и один из современных тяжеловесов — МАЗ-6501:

dav

Сама проходная:

dav

С обратной стороны ее венчает надпись «Спасибо за труд»:

dav

Несмотря на то, что завод занимает очень большую территорию и застраивался в разные эпохи, внутри с точки зрения улично-дорожной сети все устроено более чем логично. У всех зданий есть свои юридически верные адреса, однако на предприятии используются собственные внутренние годонимы и нумерация цехов. На гражданских картах вы этого не увидите.

sdr

Через всю территорию проходит центральный «проспект», даже бульвар — широкая улица Магистральная с разделительной полосой. На пересечении с Механической улицей, идущей вдоль границы предприятия параллельно городской улице Социалистической, образована площадь и установлен светофор. Это единственный действующий светофор на МАЗе, и это первый светофор из виденных мной в мире, у которого есть режим «мигающий красный». Насколько я понял, обозначает скорый переход на постоянный красный (на дорогах общего пользования аналогичный режим — «мигающий желтый»).

dav

На фотографии выше виден приземистый корпус с покатой крышей. Это абсолютно уникальное для Беларуси здание, редчайший памятник промышленной архитектуры довоенных лет. Оно было построено в 30-е прошлого века, а размещались в нем ремонтные мастерские танковой части Красной армии. В годы войны нацисты использовали эти мастерские для ремонта
своей техники. По воспоминаниям ветеранов немцы планировали построить здесь филиал завода «Мерседес-Бенц» по сборке автомобилей с газогенераторным двигателем. Сейчас в нем расположен цех электротранспорта («электрокарный» цех).

Белорусское предприятие начиналось как раз с этого пятачка. Корпуса первых послевоенных лет:

dav

dav

Круглая проходная с обратной стороны и искусственное озерцо, часть водоочистительной системы предприятия:

dav

Первый пункт моей экскурсии — железнодорожная станция, обслуживающая МАЗ. Если ориентироваться при нахождении на городской территории, то расположена она сразу за забором по улице Кабушкина.

Едем к станции заводскими улицами:

dav

dav

dav

Станция у МАЗа оказалась огромной. На подходе к ней удалось посмотреть на маневровый ТГМ-4 в работе:

dav

dav

dav

dav

dig

Многопутье станции и еще один ТГМ вдалеке:

dav

Депо:

dav

dav

dav

Рядом какие-то сервисные штуки типа снегоочистителей и кранов:

dav

dav

Особое место на станции занимает погрузочная рампа. Она просто невообразимых размеров и, к слову, видна «из города»:

dig

dig

dav

dav

dav

За рампой оставлены маневровые пути, упирающиеся в старую проходную МАЗ. Отсюда пути шли дальше через Партизанский проспект и далее к платформе «Товарный двор». Со времен строительства продления второй линии метро до «Автозаводской» пути разобраны и проходная закрыта. В моей памяти есть только один эпизод с пересекающим проспект грузовым поездом — навскидку это конец 80-х годов.

Что еще любопытно. От маневровых путей у бывшей проходной отходит ветка к военной части на Кабушкина. Ветка сейчас не используется, однако оставлена на «всякий случай». Судя по всему, случай этот предстанет уже скоро, ведь часть начнет переезд для освобождения территории под строительство района. По железке будет вывозиться техника и, как не сложно догадаться, технике придется пройти через всю территорию МАЗа, чтобы добраться до станции Шабаны. Очень любопытно, как это будет выглядеть.

dig

Что ж, вернемся вглубь завода:

dav

dav

Отдельно я попросился в литейный цех, чтобы вдохнуть его ароматы и насладиться эстетикой. Цех построен аж в 1948-м году:

dav

dav

dav

sdr

dav

Я искренне не представляю, как в литейке можно отработать не то что смену, а хотя бы и полчаса, тем более летом, но, например, мой брат это делает уже много лет :)

С точки зрения красоты, конечно, первейшее место.

dav

mde

mde

Внутри велись какие-то мелкие работы по заливке форм, однако дышать было настолько нечем, что мне аж немного поплохело, и мы поехали дальше.

dav

dav

Следующая площадка — испытательный центр. Здесь хранится и тестируется различная новая техника. Здесь же, похоже, на вечном приколе единственный экземпляр троллейбуса 215Т (унифицирован с базой МАЗ-215):

dav

Оба капотника, собранные несколько лет назад. На них обкатали некоторые узлы и механизмы, так что конструировали их не зря. В серию не пошли и уже не пойдут, увы.

dav

dav

sdr

Зашли мы в мастерские спортсменов. Удачно зашли: как раз шло штатное обслуживание спорткаров. Моща!

dav

mde

dav

Так как территория МАЗ вплотную примыкает к МЗКТ, а у автозавода на территории «колесников» есть свой цех по производству автобусов, то между предприятиями сделана отдельная проходная, по которой проходит и автодорога:

dav

Проходная на Машиностроителей:

dav

Кратко заехали на производство малых автобусов. Производство стапельное, на сваренный каркас устанавливаются элементы обшивки и конструктивные узлы.

dav

dav

dav

dav

Ну и на главный конвейер, конечно:

dav

sdr

dig

dav

dav

mde

dav

По кругу объехав весь завод мы вернулись к центральному перекрестку.

dav

МАЗу от души спасибо за предоставленную возможность посмотреть на эту территорию города. Было очень интересно!

Вскоре — МТЗ.

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • sergey.1983

    Был на УПК в 1997 году :)
    Ходили тоже через центральную проходную.

  • Dzmitry

    А карту путешествий? :)

    • Денис Блищ

      Не положено :)

      Но в целом — против часовой стрелки с началом у проходной

  • IKS_BY

    с в/ч на Кабушкина боюсь вывозить нечего, только в Гатово обломки.

  • mixajibl4

    Мигающий жёлтый в городе — это «режим ожидания», когда светофорное управление не производится.
    Если говорить о режиме предупреждения о скором включении красного — это кратковременное включение жёлтого примерно на три секунды после мигающего зелёного.
    Правильно ли я понимаю из вашего описания, что жёлтого на том светофоре нет вовсе?

    • Денис Блищ

      Желтый есть, но я невнимательно смотрел на светофор и других режимов кроме мигающего красного и зеленого не помню

      • Роман Буток

        В штатах иногда ночами включается мигающий красный на всю ночь, заменяет знак STOP на перекрестках.

  • Pavel Alenchik

    Давно ищу фото про ветку проходящую через проспект, но так и не видел. А вот интересно, сколько всего там единиц подвижного состава, прикольно, что ТГМ4Б еще в работе, бо видел, что на МТЗ уже новые ТМЭ3 работают. Спасибо за отличный материал. Давно было интересно про жд узнать на МАЗ

    • Alex Digger

      Два года назад у Товарного Двора видел ТГМ, сновал по МТЗшным путям.

      • IKS_BY

        Я и не так давно вроде видел

  • victogan

    ЖД инфраструктура мощная, па-багатаму

  • MAlek5ey

    Я как-то интересовался почему у нас нету капотных тягачей.
    Мне объяснили, что по белорусским нормам капотный тягач со стандартным прицепом не вписывается в норму по длине автопоезда.

    • Alex Digger

      Нормы у нас грозились под него и 47-метровый автопоезд переписать.
      Кстати, несколько раз видел капотные Вольво с бел. номерами.

      • Денис Блищ

        https://t.me/pureminsk/64 — вот какой-то брестский перевозчик, говорят, у него несколько капотников.

        • MAlek5ey

          Это маленький. Он наверное по размеру проходит.

  • Dimitri

    Спасибо за интересный репортаж.
    Мигающий красный есть, например, в ЮАР. Означает знак «стоп» со всех сторон перекрестка. Алгоритм действий: первый подъехал — первый проехал с остановкой, как в Штатах.

  • Alex Digger

    А что, «Перестройку» с постамента у завода сняли уже?!

  • Икра

    если это заводская территория со своими правилами, то почему бы им не попробовать о чем лебедев писал про грязь — поднять дорогу над уровнем земли. а то грязищи как будто о механизации на заводе не слышали вовсе, «инженеры».

  • ВадимКа

    Брр… 3,5 года по распределению там оттарабанил. Как вспомню про это болотце, так вздрогну…

  • Иван Сидоров

    Я там едва не устроился когда-то на работу, редактором заводской многотиражки. Но, вовремя «соскочил»…