МАЗ и МТЗ особенные заводы хотя бы потому, что занимают огромные территории Минска. Это полноценные города внутри столицы, обособленные от внешнего мира и, конечно, труднодоступные обычным гражданам. Свои улицы, перекрестки, железные дороги и цеха, цеха, цеха. На удивление пресс-службы этих предприятий оказались очень отзывчивы, и мне пообещали индивидуальные экскурсии по обоим заводам. Сегодня прогулка по первому из них — Минскому автомобильному, флагману белорусского тяжмаша.
Может, я кого-то разочарую, но и в этом, и в следующем тексте почти не будет производственных линий. Во-первых, производственных репортажей в интернете пруд пруди, гуглите и обрящете. Во-вторых, мне интересно больше уличное устройство, здания заводов, подъездные пути железной дороги, такая чисто урбанистическая эстетика. Поэтому эти рассказы — рассказы о городских территориях Минска, на которых большая часть из нас никогда не бывала.
У МАЗа несколько проходных, но центральной считается та, что на Социалистической, 2. Рядом с ней построен знакомый многим по фотографиям и видео автомобильный выезд в виде полукруга:
Используется он, к слову, редко, в основном для вывоза техники на парады и выставки.
Здесь же экспозиция модельного ряда и доска почета — куда ж без нее.
У проходной стоит три образца техники. Это относительно свежая модель автобуса МАЗ-241, пришедшая на смену 256-му:
Конечно же, 205-й, первенец автомобильного завода, выпускавшийся в середине прошлого века:
Ну и один из современных тяжеловесов — МАЗ-6501:
Сама проходная:
С обратной стороны ее венчает надпись «Спасибо за труд»:
Несмотря на то, что завод занимает очень большую территорию и застраивался в разные эпохи, внутри с точки зрения улично-дорожной сети все устроено более чем логично. У всех зданий есть свои юридически верные адреса, однако на предприятии используются собственные внутренние годонимы и нумерация цехов. На гражданских картах вы этого не увидите.
Через всю территорию проходит центральный «проспект», даже бульвар — широкая улица Магистральная с разделительной полосой. На пересечении с Механической улицей, идущей вдоль границы предприятия параллельно городской улице Социалистической, образована площадь и установлен светофор. Это единственный действующий светофор на МАЗе, и это первый светофор из виденных мной в мире, у которого есть режим «мигающий красный». Насколько я понял, обозначает скорый переход на постоянный красный (на дорогах общего пользования аналогичный режим — «мигающий желтый»).
На фотографии выше виден приземистый корпус с покатой крышей. Это абсолютно уникальное для Беларуси здание, редчайший памятник промышленной архитектуры довоенных лет. Оно было построено в 30-е прошлого века, а размещались в нем ремонтные мастерские танковой части Красной армии. В годы войны нацисты использовали эти мастерские для ремонта
своей техники. По воспоминаниям ветеранов немцы планировали построить здесь филиал завода «Мерседес-Бенц» по сборке автомобилей с газогенераторным двигателем. Сейчас в нем расположен цех электротранспорта («электрокарный» цех).
Белорусское предприятие начиналось как раз с этого пятачка. Корпуса первых послевоенных лет:
Круглая проходная с обратной стороны и искусственное озерцо, часть водоочистительной системы предприятия:
Первый пункт моей экскурсии — железнодорожная станция, обслуживающая МАЗ. Если ориентироваться при нахождении на городской территории, то расположена она сразу за забором по улице Кабушкина.
Едем к станции заводскими улицами:
Станция у МАЗа оказалась огромной. На подходе к ней удалось посмотреть на маневровый ТГМ-4 в работе:
Многопутье станции и еще один ТГМ вдалеке:
Депо:
Рядом какие-то сервисные штуки типа снегоочистителей и кранов:
Особое место на станции занимает погрузочная рампа. Она просто невообразимых размеров и, к слову, видна «из города»:
За рампой оставлены маневровые пути, упирающиеся в старую проходную МАЗ. Отсюда пути шли дальше через Партизанский проспект и далее к платформе «Товарный двор». Со времен строительства продления второй линии метро до «Автозаводской» пути разобраны и проходная закрыта. В моей памяти есть только один эпизод с пересекающим проспект грузовым поездом — навскидку это конец 80-х годов.
Что еще любопытно. От маневровых путей у бывшей проходной отходит ветка к военной части на Кабушкина. Ветка сейчас не используется, однако оставлена на «всякий случай». Судя по всему, случай этот предстанет уже скоро, ведь часть начнет переезд для освобождения территории под строительство района. По железке будет вывозиться техника и, как не сложно догадаться, технике придется пройти через всю территорию МАЗа, чтобы добраться до станции Шабаны. Очень любопытно, как это будет выглядеть.
Что ж, вернемся вглубь завода:
Отдельно я попросился в литейный цех, чтобы вдохнуть его ароматы и насладиться эстетикой. Цех построен аж в 1948-м году:
Я искренне не представляю, как в литейке можно отработать не то что смену, а хотя бы и полчаса, тем более летом, но, например, мой брат это делает уже много лет :)
С точки зрения красоты, конечно, первейшее место.
Внутри велись какие-то мелкие работы по заливке форм, однако дышать было настолько нечем, что мне аж немного поплохело, и мы поехали дальше.
Следующая площадка — испытательный центр. Здесь хранится и тестируется различная новая техника. Здесь же, похоже, на вечном приколе единственный экземпляр троллейбуса 215Т (унифицирован с базой МАЗ-215):
Оба капотника, собранные несколько лет назад. На них обкатали некоторые узлы и механизмы, так что конструировали их не зря. В серию не пошли и уже не пойдут, увы.
Зашли мы в мастерские спортсменов. Удачно зашли: как раз шло штатное обслуживание спорткаров. Моща!
Так как территория МАЗ вплотную примыкает к МЗКТ, а у автозавода на территории «колесников» есть свой цех по производству автобусов, то между предприятиями сделана отдельная проходная, по которой проходит и автодорога:
Проходная на Машиностроителей:
Кратко заехали на производство малых автобусов. Производство стапельное, на сваренный каркас устанавливаются элементы обшивки и конструктивные узлы.
Ну и на главный конвейер, конечно:
По кругу объехав весь завод мы вернулись к центральному перекрестку.
МАЗу от души спасибо за предоставленную возможность посмотреть на эту территорию города. Было очень интересно!
Вскоре — МТЗ.