Решил написать небольшой пост-размышление о том, что операторы будут делать с засилием мессенджеров, отнимающим кусок бизнеса. Их разработчики пользуются инфраструктурой, которую не строили, а оказывают те же услуги, что и провайдеры.
У меня как-то был пост про дорогой роуминг. При современном уровне развития инфраструктуры связи и вычислительных мощностях, брать какие-то безумные деньги за голосовой вызов в чужой сети и особенно — за передачу данных, это чистое вредительство. Дело пахнет сговором операторов связи, разорвать который можно только на законодательном уровне (как это случится в Европе уже в этом году — вскоре вступает в силу документ, ограничивающий аппетиты провайдеров).
К счастью, в мире есть какие угодно мессенджеры, и некоторые из них настолько популярны, что установлены практически у каждого человека. Достаточно 2-3 приложений, чтобы охватить 100% своей телефонной книги: Skype, Viber, Telegram, Facebook — и необходимость в вызове абонента по каналам сотовой или стационарной связи отпадает напрочь. Теряется всякий смысл в SMS и MMS (видите, я еще помню), связь в роуминге зависит фактически только от Wi-Fi (хотя существуют решения, позволяющие решать вопрос и без него).
Что при этом делают операторы? Они, вместо того, чтобы возглавить бунт абонентов, тихонько сливают протест компаниям, которые никогда не строили физическую инфраструктуру. Парадокс! Приложения, пользующиеся сетями передачи данных, либо полностью бесплатны, либо звонки через них существенно дешевле привычной сотовой и стационарной связи.
Некоторые страны, в том числе и Беларусь, пытаются законодательно ограничить IP-телефонию (но на данный момент не трогают звонки внутри приложений, речь идет только о приземлении голосового трафика на стационарные или мобильные сети), хотя фактически получается у них не очень. Повторюсь, установка двух-трех приложений на 100% закрывает всю телефонную книгу любого абонента за исключением отдельных маргиналов.
Халява бесконечно длиться не может. Операторы уже давно умеют в реальном времени распознавать трафик, поэтому заблокировать отдельные потоки не составляет труда. Это открывает широкие возможности для владельцев сетей. Уже сейчас за рубежом, в том числе в СНГ, существуют тарифы, ограничивающие использование IP-телефонии. В мире полно общественных Wi-Fi-сетей, работа Skype/Viber в которых заблокирована. С точки зрения закона все чисто: нет такой статьи, которая не давала бы операторам право бороться с IP-телефонией, разве что речь может идти об антимонопольных органах, но о каких антимонопольных органах стоит говорить, если мы живем в бывшем СССР?
Так что же ждет нас в будущем? Попытки запустить всякие «Алле» и BIP — это тупиковая ветвь эволюции. Проприетарные мессенджеры, позволяющие захватить внимание своих абонентов, не взлетят, потому что отдельный оператор никогда не сможет бороться с ресурсами глобальных разработчиков. Разве что крупные группы компаний, но это не про Беларусь.
Операторы могут пытаться и дальше терять в традиционных услугах и дожимать ARPU передачей данных, но могут и заняться фильтраций трафика и повышением цен на услуги за право пользоваться IP-телефонией или даже мессенджерами — в такое развитие событий я верю больше. Сейчас они закономерно боятся недовольства абонентов, однако для внедрения непопулярных решений есть маркетинговые инструменты :)
Как вам такое будущее? Готовы отстегивать денежку за ваш любимый Telegram на смартфоне?