В Минске продолжается строительство третьей линии метрополитена. Напомню, я решил раз в полгода обходить пешком весь пусковой комплекс — от улицы Воронянского до Юбилейного площади — и рассказывать в блоге, как меняется обстановка на площадках. Кроме того, здесь же, в этих постах, аккумулирую последние новости о третьей линии метро, поэтому вы будете в курсе всех основных событий. Крайний раз у стройплощадок я был в первых числах августа 2015-го, на дворе уже февраль 2016-го — как раз полгода. Поехали!
Пожалуй, самое важное за этот срок — приезд и пуск в работу автоматизированного проходческого комплекса, который начал строить первый тоннель от «Вокзальной» к «Площади Богушевича». Под это дело метрострой приглашал на площадку журналистов, рассказывал о возможностях большой машины и поведал планы: так, комплекс пойдет до «Юбилейной», затем развернется и уйдет до станции на улице Воронянского, затем сделает еще один разворот и придет к «Вокзальной с другой стороны. Напомню, чистой работы комплекса — 30 месяцев без учета технологических остановок на ремонт и замену комплектующих (это примерно еще 6 месяцев суммарно). Таким образом, ранее чем через три года третья линия метро в Минске не заработает, это уже 2019-й год. Моя оценка запуска первого пускового участка — начало 2020-го — остается прежней. К слову, такой же срок был озвучен на встрече с журналистами, теперь его можно считать фактически официальным.
Да, ранее озвучивался план по строительству перегонных тоннелей от вокзала до Воронянского старым щитом, но, похоже, от него отказались. Старый щит оставлен для двух соединительных пешеходных тоннелей между первой и третьей линиями. Также пока непонятно, какими силами собрались возводить соединительные служебные ветки между второй и третьей линиями (судя по всему, аналогичной ССВ с первой линией не будет вообще). Наверное, опять же при помощи старого щита. Связка необходима для выхода поездов к метродепо «Могилевское» — до ввода в строй собственного для третьей линии — оно обслуживает дополнительные поезда.
Все без исключения стройплощадки сильно изменились. Менее всего на Воронянского, так как здесь работы начались раньше и площадка осваивается дольше. И все же. В районе улицы Быховской исчез маленький перешеек меж двух котлованов, оставленный для пешеходов. Теперь Жуковского от Аэродромной Воронянского закрыта вообще:
Снесены различные постройки на противоположной от Аэродромной стороне. Туда уйдет линия под будущим районом «Минск-Мир», ему вроде бы нашли нового инвестора.
Если стоять спиной к Аэродромной, то по левой стороне Жуковского появился технологический проезд. По нему можно выйти прямо на стройплощадку: никаких ворот и заборов нет. Наверное, временно :)
Часть разворотных тупиков уже построена, на месте станции, увы, ничего не изменилось. Похоже, бетонируется лишь фундамент платформы.
Зато большие изменения начались на стороне первого переулка Жуковского. Теперь он стал пешеходным, так как место для машин «съело» расширение площадки: это необходимо для постройки комплекса входов-выходов со станции. Это же «убило» и сам перекресток Воронянского — Жуковского около магазина «Чкаловский»: он съехал на сто метро севернее. Такая ситуация будет сохраняться около 3 лет.
Перейдем на «Вокзальную». Начался снос кластера домов, примыкающих к головному штабу «Белпочты». Вот трехэтажный дом отселен, а за ним уже снесено куча всего:
Частный сектор на Южной площади до сих пор жив! Ну, как жив — последний дом, наконец, выселен. Вот-вот начнется снос самого «центрального» частного сектора Минска. Уходит эпоха.
Обратите внимание, что поднят перпендикулярный оси станции козловой кран. Он начнет строить пешеходный тоннель между двумя линиями, точнее, его точку входа на станции «Вокзальная». Далее, как я уже говорил, пойдет старый щит под путями главной железнодорожной станции Минска.
Многочисленные микроплощадки по переносу коммуникаций вдоль Толстого и Московской почти все закрыты. Работы сделаны, метрострой отсюда уходит, оставляя после себя рытвины:
Пешеходная дорожка по четной стороне Московской — от Западного ЖД-моста и вдоль ДОСААФ — остается закрытой, увы.
На Цеткин, в том месте, где тоннель пойдет от «Вокзальной» до «Площади Богушевича», сносы почти закончены. Работы сейчас ведутся непосредственно у автомобильного круга, там под нож уйдет еще одно здание. Грязи здесь по колено.
Появилось движение непосредственно на месте станции. Так, огорожен небольшой участок Цеткин по оси улицы — видимо, будет строиться или объезд, или сужение полос. Наступают тяжелые времена для этого куска города.
Срезан огромный кусок защитного холма у частного сектора напротив «Галантеи», а вот бараки рядом с фабрикой все еще стоят. Окончательно отселены и ждут «солидного инвестора», чтобы строить очередную гостиницу.
Сама «Галантея» и окружающие ее здания продолжают терять в весе. Пара отселенных строений еще стоит, но во дворах фабрики начался огромадный снос. Жаль, подойти невозможно из-за раскисшего грунта.
Теперь «Юбилейная». Улица Сухая уже вся одета в металлический короб, теперь происходящее за забором видно только жителям окрестных домов. У городской стоматологии стройплощадка внезапно свернута — видимо, делалось что-то по мелочи.
Появились изменения на площадке строительства стремного перехода под зданием по адресу Кальварийская, 1. Со стороны улицы сделано сужение дороги, установлена сваезабивочная машина. Работающим в здании людям не позавидуешь — грохот, вибрация. Этот переход нужен для соединения станций второй и третьей линии.
Остановка наземного транспорта из центра у станции метро «Фрунзенская» перенесена от «Радиотехники» к северному выходу. Выход к Кальварийской, 1 закрыт вообще, перекресток Кальварийской — Сухой — Слободы — Мельникайте закрыт, установлен пешеходный светофор. Аж прямо не узнать:
Мельникайте от «Белхарда» до Заславской закрыта для движения, там уже ведутся работы по строительству тупиков. Проходить можно по мосткам вдоль зданий, выстроены настоящие лабиринты:
На этом все. Строительство перешло в такую стадию, когда его уже не бросишь и не остановишь. Третьей линии метро быть!