Советский Союз в моей жизни продлился почти 10 лет, и я даже кое-чего помню. Молочный коктейль из кафетерия в магазине «Заводской» у дома, вид из окна детсада №436 на стройку микрорайона Ангарская-3, теплый ЛАЗ, на котором повезли на экскурсию по городу (а из экскурсии запомнился только памятник Марату Казею и хоровое исполнение песни «Что тебе снится, крейсер Аврора» по пути к нему). Дождливый день 1 сентября 1988-го с дежурным букетом гладиолусов, пленка на молоке в стакане школьной столовой, игра в хоккей во дворе с воротами из проволочных ящиков. Ну, короче, примерно как у всех. В очередной подборке снимков советского Минска именно 80-е годы — города, в котором уже присутствую я. Как всегда стараюсь выбирать что-то небанальное и подмечать детали.
Как ни крути, а начинать нужно с вокзала, хотя вокзальные фотографии советского периода, кажется, уже давно все опубликованы. Не видел вот эту, например:
У здания касс еще есть труба котельной, а рядом старое блинкерное табло с отправлениями и прибытиями. К поездам ведет первый в Минске подземный переход, запах которого я помню до сих пор! Стены перехода были выложены белым и черным кафелем, а пол закатан в асфальт.
«Мы дружбою, братством, единством крепки!» — как бы говорит мужчина своей спутнице в модном пальто и с импортной сумкой в руках. По глазам женщины понятно, что она полностью согласна с данным утверждением.
Автовокзал «Центральный» на своем месте. Старенькое типовое здание на моей памяти никогда не справлялось с пассажиропотоком, поэтому его снос был абсолютно логичным.
Красавец «Восточный» и лайнеры «Икарус-256» в ожидании рейсов. Отсюда автобусы уходили на Могилев, Туров, Петриков, Гомель, Мозырь:
Доедет до Чикаго и обратно!
Взлет Як-42 (поправьте, если не прав) из аэропорта «Минск-1». Композиция снимка собрана при помощи сильного объектива, поэтому застройка Асаналиева кажется очень близкой:
В первом автопарке на постаменте стоял ЛАЗ-695Е, сумевший проехать миллион километров без капитального ремонта. Здесь надо сказать, что для жестко эксплуатируемой машины это действительно хороший показатель.
ЛиАЗ-677, главная рабочая лошадка большинства городов СССР, на маршруте возле будущей станции метро «Немига». В народе его называли «Скотовоз», «Сарай» или «Луноход», запомнился он звуком бутылочек из-под днища, издаваемых вечно изношенными подшипниками карданного вала.
Самый массовый троллейбус в мире производства завода имени Урицкого — ЗиУ-682В. Вариант с узким задним окном я помню смутно, а вот заниженная накопительная площадка напротив третьей двери встречалась еще довольно долго (и всегда была признаком старой машины, так как заниженные площадки выпускались лишь в одной серии, сошедшей с конвейера в 1982-м году).
Первый аэровокзал аэропорта «Минск-2», прослуживший до ввода теперешнего здания. Любопытно, что физически он простоял аж до 2016-го года, пока ему не испортил кровлю ураган.
Снимок раненой крыши попал на Гугл:
Ампутация:
Въезд в город со стороны нового аэропорта был оформлен в виде легкой стелы со стилизованным орнаментом, силуэтом Привокзальной площади и наградами. Обращает внимание типографика: тире неотличимо от дефиса, а между словами «Минск» и «город-герой» не хватает пробелов:
Вообще наружки в столице было немало, но, так как коммерческая реклама отсутствовала в принципе, в основном та разговаривала с широкими народными массами слоганами от Партии и правительства. У проходной «Интеграла»:
Где-то там же в Курасовщине:
На Притыцкого:
у будущей станции метро «Пушкинская»:
И еще:
У дворца культуры железнодорожников развернулась целая выставка агитматериалов:
Заводчане, выходившие со смены «Велозавода», упирались глазами в центральный месседж XXVII Съезда КПСС опять же с кривой типографикой:
Вот и заводчане подходят, но с другого завода:
В Минске было несложно сделать открыточных кадров про счастливую жизнь социалистического общества. Залитые солнцем проспекты, новые микрорайоны, сияющие витрины объектов соцкультбыта — город умел показать себя с выигрышной стороны:
Как круто смотрелись новостройки на Якубовского без хаотичного остекления балконов:
Фотка не постановочная, а бытовая. Двор, конечно, новенький с иголочки:
«Папараць Кветка» в помещениях фабрики-кухни на Свердлова, 2:
Герой фильма «Плюмбум» пробегает мимо жутковатых витрин «Лакомки» на проспекте:
Интерьеры кафе «Космос» в Чижовке, в котором я успел побывать, но уже после распада СССР. В полу от нажатия ног зажигались фонари, в меню имелось кофейное желе.
Ресторан «Свитязь» на Ленинском проспекте. Сейчас в нем магазин «Харли-Дэвидсон» на первом этаже и фитнес-зал на втором:
Попались на глаза интерьеры фойе и номера категории люкс гостиницы «Юбилейная». Удивительно, что до 80-х дожила явно шестидесятническая мебель:
Моднейший бар в другой гостинице, кажется, «Орбите»:
Завод «Атлант» установил постоянную экспозицию достижений XII пятилетки. Тут видно, что в штате 7430 человек. Немало!
Школьная реформа в действии! Я, кстати, попал ровно в эту реформу, пройдя все 11 классов обучения без перескока через учебный год — поступил в 1988-м, аттестат на руки выдали в 1999-м.
Павильон выставки достижений народного хозяйства на улице Янки Купалы. Сейчас там арабы строят какой-то многофункциональный центр, а в моем детстве это было одно из любимых мест для тусовок.
Тусовок в смысле залезть в кофш экскаватора или колесо БелАЗа:
Что-то «выкинули» на прилавки ГУМа:
Трудящиеся в процессе прохождения техосмотра на единственном тогда специализированном предприятии ГАИ в районе проспекта Дзержинского:
Никогда не видел этот снимок: чтобы и строящаяся гостиница «Беларусь», и остатки частного сектора у бисквитной фабрики на берегу Свислочи.
Несуществующий кинотеатр «Искра» на несуществующей уже улице Малая Слепянка (район улицы Радиальной). Работал до 1992-го года, затем использовался под склад, снесен в 2005-м.
Фонтаны-кувшинки на площади перед ДК Железнодорожников. Снесены с реконструкцией площади в нулевых, кажется, годах:
Самолет на Корженевского. Такие были установлены кое-где в Минске и использовались под кинозалы или просто пустовали на радость детям.
Пролетая на Зеленым Лугом…
Неизвестная мне велодорожка и даже прокат велосипедов:
Игра в хоккей на льду замерзшей слепянской водной системы:
— Алло, потомки, ну, как вы там? В смысле не звони мне, а лучше пиши в мессенджер?
Бочки с квасом, наполненные, по легенде огромными белыми червями:
Общественно важными событиями в жизни минчан были демонстрации и парады, приуроченные к важным датам — 7 ноября, 1 и 9 мая. В том или ином виде они сохранялись всегда, хотя я помню подобные мероприятия уже только в 90-х годах. Единственное воспоминание о Дне Победы из советского детства — вдруг вспыхнувший салют над головой в центре города. Столь позднее присутствие в городе с отцом объяснялось опозданием на автобус из дачного поселка в Минск и вынужденная поездка на самом последнем.
Шествие ветеранов по центральному проспекту:
Почетный караул на площади Победы:
Автопробег к 9 мая:
73-я годовщина Октября, значит, 1990-й год:
Первомайский движ у тепершнего БГУИР (тогда РТИ)…
…и площади Независимости (тогда Ленина):
Так и жили!