Лето 1982-го года: физически я уже есть, но мне только несколько месяцев от роду. До начала первых путешествий еще пару десятков лет 😂 Заканчивается эпоха Брежнева: еще никто не подозревает, что после пройдет короткая «гонка на лафетах», потом perestroyka, а затем и падение огромной страны в руины. Аэропорт Минск-1 в сутки отправляет до двухсот (!) рейсов по Беларуси и СССР, еще порядка двадцати вылетает из Минск-2. В столичном авиаузле невероятная движуха, хотя разнообразием техники она не отличается: основные рабочие машины Ту-134, Як-40 и Ан-24. Совсем локальные рейсы выполняются на Ан-2, плюс появляются «залетные» Ил-18 различных авиаотрядов союзных республик. Давайте листать расписание Минска, смотреть на цены, направления и вспоминать, кто помнит.
В советское время мне не довелось полетать на самолете, а в постсоветское из той еще техники лишь несколько раз попадался Ту-154 на чартерах в Измир и однажды «Уральских авиалиний» на экзотическом рейсе Москва — Байконур. Об остальных машинах знаю только по видео и статьям в Вики, увы.
Советские трудящиеся летали активно, свободные места были в дефиците, в авиакассы на Карла Маркса нескончаемая очередь в любое время дня. Расписание печаталось на листе большого формата и вывешивалось в аэропорту и месте продаж талонов, печаталось в газетах, выходило отдельными брошюрами. Файл можно нажать для увеличения и рассмотреть все в деталях:
Разумеется, основным направлением для белорусских авиаторов была Москва. В летнее расписание из Минска-1 совершалось до девяти рейсов, один из которых направлялся в несуществующий уже аэропорт Быково. Этот «быковский» маршрут обслуживался Ан-24 — «тушки» старенький терминал не принимал. Стоимость билета 18 рублей независимо от марки борта, цена рассчитана чисто по расстоянию.
Из международных направлений Минск располагал только рейсом в Берлин (разумеется, восточную половину, так что авиаузел исктючительно Шенефельд). Увидеть Германскую демократическую республику можно было за 60 рублей 90 копеек.
Из белорусских городов дважды в день выполнялись полеты в Брест (14 рублей), два-три раза в Витебск (9 рублей), четырежды в Гомель (11), семь раз в Гродно (червонец), четыре-пять раз в Могилев (7). Также на Ан-24 можно было попасть в Мозырь, Пинск и Полоцк, а вот в крупный Солигорск мотался лишь «кукурузник» и только летом. Ан-2 стояли на рейсы в Давид-Городок, Копыль, Кореличи, Новогрудок, и Нарочь (дешевле всего до Копыля за трешку).
Да, в Мозыре есть аэропорт:
Столицы союзных республик, разумеется, имелись в расписании в ассортименте. Были рейсы в Алматы, Ашхабад, Баку, Вильнюс, Ереван, Киев, Кишинев, Ташкент, Таллинн, Тбилиси, Ригу. Проще сказать, куда не летали: Душанбе и Бишкек.
Это аэропорт столицы Таджикистана:
С областными центрами бывшего СССР вообще хорошо — глаза разбегаются от такого богатства. Архангельск, Астрахань, Брянск, Винница, Волгоград, Луганск, Атырау, Нижний Новгород, Даугавпилс, Днепр, Донецк, Калининград, Караганда, Кропивницкий, Краснодар, Красноярск, Самара, Курск, Санкт-Петербург, Липецк, Львов, Мурманск, Николаев, Великий Новгород, Новосибирск, Одесса, Омск, Пермь, Пенза, Полтава, Псков, Ростов, Саратов, Екатеринбург, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Сухуми, Тамбов, Ужгород, Ульяновск, Уфа, Харьков, Херсон, Хмельницкий, Черкассы, Чернигов, Черновцы, Актобе.
И крупные необластные, понятно, тоже были. В целом все ожидаемые: курортные, крупные индустриальные… Только Великие Луки удивили.
Так как цена зависела лишь от расстояния, то самые дорогие билеты, соответственно, были на самых дальних рейсах (куда Ту-134 мог добраться с одной или даже двумя дозаправками).
Топчик вышел такой:
— 62 рубля в Караганду и Нижневартовск
— 64 рубля в Ашхабад
— 68 рублей в Новосибирск и Ташкент
— 74 рубля в Алматы
— 78 рублей в Красноярск