Лучшие архитекторы Минска и их работы в городе, о которых даже не подозреваешь, что это их работы

Лучшие архитекторы Минска и их работы в городе, о которых даже не подозреваешь, что это их работы
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Справедливо утверждать, что над обликом Минска работали сотни архитекторов, но и также будет правильным сказать, что его современное лицо сформировала куда более узкая группа авторов. Разумеется, даже у наиболее титулованных из них не все объекты знаковые — рутина характерна абсолютно любой профессии. Валентин Крусь, соавтор квартала Шпигельмана на проспекте Победителей, также спроектировал куда более рядовой микрорайон Обойной улицы, а еще откровенно неудачную 4-ю поликлинику в Веснянке и торговый дом «Ромашка» там же. «Неизвестные» работы есть и у Лангбарда, и у Заборского, и у Левина. Ну, давайте смотреть.

Минску повезло, что в межвоенные годы в нем работал Иосиф Лангбард, уроженец небольшого городка Бельск ныне Белостокского воеводства Республики Польша. Не просто талантливый, но прорывной архитектор, реализовавший в Беларуси восемь из пятнадцати своих работ. Их знают все: дом правительства, театр оперы и балета, дом офицеров, главный корпус Академии наук. Киевляне знают о МИДе Украины, петербуржцы о «Красном треугольнике», могилевчане о здании облисполкома.

После войны, вернувшись в Минск для разработки проекта по восстановлению города, Лангбард принял участие в создании абсолютно нетипичного для его творчества, но характерного поздней сталинской эпохе кинотеатра «Победа». Да, это тоже великий конструктивист:

Послевоенный Минск в центральной его части создан по видению Михаила Парусникова. Значительная часть проспекта Независимости в наиболее пышном секторе разработана им — это и здание КГБ, и Нацбанк, и жилые дома, за которые была вручена Госпремия БССР. Кроме того, Парусников создал тот образ стадиона «Динамо», который намертво впечатался в массовом сознании — с аркадой главного входа и классической окантовкой трибун.

Вероятно, практически никто кроме специалистов не знает, что Парусников был также автором довольно скромного по отношению к масштабам его личности объекта — Захарьевского моста через Свислочь. Вероятно, вы по нему проезжали миллион, а может и десять миллионов раз.

Еще одна важная фамилия в списке ведущих архитекторов Минска — Михаил Виноградов. Автор и соавтор проектов Национальной библиотеки, железнодорожного вокзала, кинотеатра «Москва», санатория «Белая Русь» на Нарочи. Вообще Виноградов был очень продуктивным, руководил собственной творческой мастерской и создал порядка двух сотен объектов в Беларуси, что называется, в коммерческом режиме. Например, многофункциональный центр Minsk City Mall на Дружной.

Человек, спроектировавший комплекс минского вокзала, например, еще и воплотил в жизнь офис компании «Модум»:

Рядом с фамилией Виноградова, конечно, должна стоять и фамилия Крамаренко. Зачастую архитекторы выступали в творческом тандеме, как раз при разработке вокзала и библиотеки. Отдельно Виктор Владимирович принимал участие в проектировании музея Истории Великой Отечественной войны, создал обелиск «Минск город-герой», дворец республики. В то же время Крамаренко задумал бизнес-центр «Футурис» (реализован со значительнымы изменениями) и многострадальную «Деревню гипермаркетов» в Сенице:

Кроме того, он автор станции метро «Тракторный завод» и весьма скромного памятника Шевченко и сквера на одноименном бульваре.

Патриарх белорусской архитектуры Георгий Заборский, родившийся в Минске аж в 1909-м году и проживший в столице вплоть до смерти в 1999-м, известен проектами Круглой площади (ныне Победы) с монументом, застройкой улицы Ленина. Он же создал здание Суворовского училища, первый вариант музея Великой Отечественной, штаб ЦК ЛКСМБ (ныне офис БРСМ), театр кукол, кинотеатр «Пионер».

В 60-х Заборский по личному желанию перешел на руководство специализированным институтом проектирования для сельской местности. Именно Заборский начал реализовывать в Беларуси концепцию «супердеревень» или «агрогородов», как их тогда называли. Я специально ездил смотреть его лучшие работы — в Мишковичи Кировского района, Сорочи Любанского, Вертелишки Гродненского и Снов Несвижского.

Это Сорочи:

Леонид Левин, автор мемориального комплекса «Хатынь» в целом специализировался именно на монументальном искусстве, однако иногда принимал участие и в строительстве жилых и общественных зданий. В частности, он спроектировал станции метро «Немига» и «Площадь Ленина», реконструировал Немигу, Верхний город и Раковское предместье. Думаю, самыми его неожиданными работами можно считать Горком КПБ (теперь первый корпус МИДа) и «стекляшку» ВДНХ (пала в неравной борьбе с инвестиционным проектом с Аравийского полуострова).

Сергей Мусинский, удостоившийся даже народного топонима «Дом Мусинского» за жилую высотку на Немиге, известен как раз больше всего по этому проекту. В 50-х и 60-х ему был доверен центральный проспект Минска от БНТУ до площади Калинина, создание здания минского исполкома, второго корпуса гостиницы «Минск» и дворца искусств на Козлова.

Моя любимая работа Мусинского еще и самая малоизвестная — это проект повторного применения 12-этажного общежития, размноженного в Минске на Карбышева, Кульман и Авангардной улицах. На мой вкус очень стильно!

Михаил Гаухфельд всегда был немного в тени своих более известных коллег, но его вклад в развитие Минска неоценим, особенно в новое время. Этот архитектор создал футбольный манеж, подземный торговый центр «Столица», нынешний облик проспекта Дзержинского, посольство Казахстана (в соавторстве). В прошлом Гаухфельду дважды поручалось реконструировать стадион «Динамо» — сначала с надстройкой козырька к Олимпиаде-80, а после в 1997-2003-м.

Вероятно, наиболее неожиданными работами архитектора можно комплекс общежитий Моторного завода у метро «Могилевская»:

Ну и Олег Воробьев… Суперплодовитый архитектор, работавший в Минске уже более 50 лет. Вообще это человек, который, скажем так, «придумал Солигорск», но для столицы он, конечно, сделал больше. Гостиница «Орбита», торговый центр «Кірмаш», штаб «Белорусской калийной компании» на Машерова, офисы банков в столице и других городах… Воробьев еще в 1991-м создал частную мастерскую и, хотя звезд с неба не хватал, сделал очень много.

Самая неожиданная, самая масштабная и хорошая работа архитектора — комплекс с гостиницей Marriott на Победителей. Определенно, украшение нашего города и одна из лучших построек в принципе.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎