Если относительно белорусских архитекторов советского времени еще можно дискутировать, кто из них «самый-самый», то среди скульпторов есть Заир Азгур, а потом уже все остальные. Народный художник БССР (имел удостоверение №1) и СССР, Герой соцтруда, орденоносец и академик Академии художеств и, само собой, талантливый монументалист, создавший полторы тысячи работ, включая несколько ключевых памятников Минска — например, ансамбль на площади Якуба Коласа. Уже в очень солидном возрасте Азгур переехал в отдельную мастерскую, где и работал до конца своей длинной жизни. Теперь в мастерсткой музей, доверху наполненный памятниками и бюстами, попасть в который стоит всего несколько рублей. Было интересно посмотреть!
Мастерская расположена в бывшем номенклатурном микрорайоне улицы Пулихова, где последние годы в том числе жил скульптор. Адрес музея Азгура, 8, причем название эта улица получила еще при жизни художника — так-то она носила имя Трактористов.
Музей состоит из трех помещений: кассового зала с малюсенькой частью экспозиции, чего-то вроде подсобки с черновыми работами и, собственного, основного объема со стеллажами до потолка. У входа скульптура Заира Азгура, выполненная студентом БГАИ:
В кассовом два мегабюста вождей марксизма-ленинизма, изначально созданных для центрального входа в ЦК КПБ на Карла Маркса, 38:
Бюсты были демонтированы в самом начале 90-х и перевезены в мастерскую, причем для их размещения внутри пришлось разбирать стену здания:
В подсобке в основном гипсовые бюсты, какие-то заготовки, пробы. Центральное место занимают Сталин, Рузвельт и Черчилль:
Общий вид:
Куда ж без Ильича:
Азгур называл себя «государственником», и в этом самоопределении не только общественно политическая часть жизни (он проработал депутатом Верховного Совета БССР на протяжении нескольких созывов), но и профиль заказов. Заказов, в основном, государственных с точки зрения образов: генсеки СССР, лидеры дружественных стран и так далее. Само собой, ваял он и обычных людей, и героев Великой Отечественной, создал целую серию бюстов для поэтов и писателей.
Тем не менее, центральное место в творчестве народного художника все-таки занимала лениниана:
В мастерской самая большая концентрация Сталиных, что я видел в своей жизни:
Вместе с Феликсом Эдмундовичем:
Могучий Маркс:
Буденный:
Видимо, большой друг советского народа Рабиндранат Тагор:
Общее впечатление от большого зала мастерской сильное! Где еще увидишь сотни бюстов и памятников высочайшего уровня, половину из которых легко идентифицируешь просто потому, что почти все это герои своего времени:
Необычное яркое насыщенное место. Рекомендую конечно.