Я последний человек на земле, который ходит в торговые центры за покупками, если не считать продуктов питания. Никакие одежные, парфюмерные, юмелирные и какие угодно еще бренды для меня ничего не значат, но я о них кое-что знаю. Поэтому когда из белорусских торговых центров стали исчезать известные марки и заменяться неизвестными, было даже немного интересно понаблюдать как они позиционируют себя, какие ниши занимают и способны ли выживать долгий срок. На вывески теперешних магазинов я смотрю как на засилие китайских автобрендов на дорогах: они выглядят хорошо и современно, но никаких эмоций не вызывают по причине отсутствия накопленного опыта взаимоотношений. Давайте посмотрим, откуда взялись все эти «Зарины» и «Бифри» в наших городах.
Фотографировать вывески магазинов я пошел в ТРЦ Palazzo, который поближе к дому и наиболее репрезентативен, так как до 2022-го в нем, например, работал двухэтажный H&M, что само по себе знак системной работы с арендаторами на самом высоком уровне.
Первый этаж H&M, к слову, заняла точка Befree, вероятно, по нынешней ситуации флагман отрасли фаст-фэшн и в России, и в Беларуси. Бренд принадлежит компании Melon Fashion Group, начавшей развитие с приватизации петербургской фабрики «Первомайская Заря» в 1991-м году. С двухтысячных в структуре компании есть шведский капитал.
Помимо Befree в портфеле компании также бренды Zarina, Love Republic и Sela (однако Befree и Zarina генерируют две трети выручки) — все они есть в Минске в разных местах города. Zarina — старейший из брендов — тут же:
Несмотря на то, что Befree присутствует в Минске с 2013-го, бурный рост площадей бренда произошел в последние два года. Возможности для развития они увидели именно в высвобождении «нахоженных» магазинов.
Еще один крупняк в Palazzo это D&F. Оказалось, так скромничает турецкий DeFacto, попросту сменивший вывеску:
Коридоры Palazzo:
Остальные магазины на своих местах (Reserved, например), о них говорить по сюжету этого поста смысла нет. Прочие поменьше площадью — о них говорить надо.
Lichi — молодая немецкая компания, которая на самом деле немецкая, хоть и шьет свои вещи в Китае. Точка открылась в ноябре 2022-го:
Португальский Parfois зашел в Минске (ТЦ «Столица») в 2017-м, в Palazzo он с 2021-го, но я раньше не обращал внимания:
Белорусский бренд Codi:
Тоже наша марка от Татьяны Сорочинской:
Мишша, меньше!
Магазин Interfino, оказывается, принадлежит, как они сами себя идентифицируют, «крупнейшему производителю верхней одежды в Беларуси». Стаж производства 30 лет, так-то:
NVS? IVS? Прочесть не смог, так что пусть дизайнеры логотипа пишут посты в своих блогах, что за магазин:
Panda гуглится как белорусский производитель трикотажа:
Angel Collection имеет в инсте приставку «luxury» и точки в ТЦ «Силуэт», что говорит о многом. Явно белорусы, но производят ли сами — тут большой вопросец. Scandal так же:
А вот Acoola снова российская, это портфель компании Concept Group. Магазины ориентированы на детей и подростков:
В общем, такой вот винегрет. Без тяжелых локомотивов, которыми были H&M, Zara и прочие ребята, все стало выглядеть грустнее, но, если большие бренды так и не вернутся, постепенно глаза намозолятся «Заринами» и прочими «Скандалами». Все идет своим чередом.