Столетний Северный переулок, промзона вдоль улицы Клары Цеткин, тупик Дрозда — такая выдалась прогулка

Столетний Северный переулок, промзона вдоль улицы Клары Цеткин, тупик Дрозда — такая выдалась прогулка
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Железная дорога — лучший консерватор городской застройки, как минимум на постсоветском пространстве. С давних времен у нас действуют довольно жесткие нормы по ширине санитарной зоны, призванные защищать горожан от шума, поэтому вдоль путей остается часто самая стремная территория. Обычно промышленные предприятия, склады, реже офисы, еще реже жилье, появившееся тут благодаря самой истории. Сносить его смысла нет, взамен ничего равноценного не построишь… Именно в таком формате существует длинная полоса с восточной стороны молодечненского хода вдоль улицы Клары Цеткин. Там внутри есть чудный Северный переулок со столетними избами, Западная улица, Николая Дрозда и кусочек Короля. Калейдоскоп из заброшек, заводиков, складов, офисов и редкого жилья. В бой.

Описываемая территория ограничена по внешнему периметру улицами Цеткин, Домашевской, Московской и Кальварийской. Она разделена на две абсолютно неравнозначные части проспектом Дзержинского:

А это мой путь (снизу вверх) — похож на бродилку в старой компьютерной игре, где герой ищет выход из лабиринта и поочередно проверяет все тупики:

Сразу скажу, существует давнишний план всю эту территорию реконструировать и сделать общественной. В проекте детального планирования предусмотрен практически полный снос нынешних построек. Вот как есть:

А вот должно быть:

Это моя точка старта на углу Московской и Цеткин, где когда-то было разворотное трамвайное кольцо, а теперь просто пустырь и несколько припаркованных машин:

За жутким забором из профилированного металла развалины (иначе уже не назовешь) производственных корпусов ОАО «Сукно». Много лет назад оборудование было перенесено на основную площадку по улице Матусевича, а эта территория выставлена на продажу. Ее судьбу проследить мне не удалось, похоже, покупатель так и не нашелся, потому что кусками ее арендует мелкий бизнес.

Тротуары вокруг благоустроены благодаря прокладке третьей линии метро:

Вид с пригорка на площадь Франциска Богушевича:

На ОАО «Сукно» с противоположной стороны Дзержинского:

Я перешел площадь по подземному переходу. Это вид Клары Цеткин в сторону Кальварийской: справа здания концерна «Беллегпром» и фабрики «Галантэя», дальше полукруглые гаражи «Белтрансспецавто». Вскоре туда подойду ближе:

Виды на площадь Богушевича. Опять в кадре «Сукно», а еще Театр музкомедии через дорогу:

Как будто замершее строительство жилого комплекса «Магистр» на месте двух снесенных деревянных бараков, мозоливших глаза своим видом несколько десятилетий:

Лестница, с которой я сделал эти два снимка, уводит в Северный переулок, на данный момент являющийся самым центральным частным сектором Минска, если считать по приближенности к вокзалу или площади Независимости. Он находится в пределах первого транспортного кольца — таких кластеров в городе осталось по пальцам одной руки:

Северный переулок в полном составе считается памятником народной архитектуры и после расселения будет приписан к одноименному музею в Строчицах. Теперь же здесь продолжают жить люди, хотя домикам уже по сотне лет и больше.

Закон требует сохранить этим домам лицевые фасады, так что, возможно, их снесут и восстановят заново… Не знаю, никто не знает. План реконструкции всей территории назначил их зоной общественного питания. В избах организуют едальни, рюмочные и прочие радости живота. Вот, в одном уже живет «Дом пряника»:

Я обожаю Северный переулок, он кайф:

Строительство метро неожиданно простимулировало восстановление трех усадеб в переулке. Выглядят они, конечно, искусственно, даже игрушечно, но еще больше удивления вызывает факт их невостребованности. Стоит три дома, внутри пустота… Проходя мимо я услышал звуки игры в пинг-понг!

К Северному переулку примыкает территория бывшей щетинно-щеточной фабрики имени Надежды Константиновны Крупской, на которой я даже побывал во времена ее функционирования в качестве корреспондента газеты «7 дней». Территория давно отошла унитарному предприятию «Партизанское», огромной государственной компании, осуществляющей торговлю продуктами питания (в основном плодовоощной продукцией). Когда говорят о «стабилизационных фондах» всяких клубней и кочанов, то это «Партизанское».

Со времен «Щетки» на Северном осталась коробка-недострой цеха — она самый заметный и самый доступный объект с внешнего периметра:

Красивое!

Но пойдем дальше, теперь на улицу, внедряющуюся внутрь промзоны перпендикулярно Цеткин — вот сюда:

Да, это улица Либкнехта, известная минчанам по жилой застройке и расположению на ней 4-й городской больницы. И да, она разрывается железной дорогой на две несвязанные части, хотя так было не всегда и так в будущем не должно быть. Раньше через пути проходил автомобильный переезд, а когда-нибудь планируется объединить улицу подземным переходом под путями, сделать ее связной хотя бы на уровне пешеходов.

Помимо административного здания УП «Партизанское» тут еще такая коробочка — изначально прачечная самообслуживания. Внутри спортзал, изготовление памятников, все нужное, короче.

А это (по кадастровой карте) гигантский холодильник для хранения пищепродуктов:

Холодильник (ближе), коробка-недострой (дальше):

Поворачиваю на Западную улицу, такой мелкий тупиковый проезд внутри промзоны. На ней база «Белбакалеи», гаражи «Белтрансспецавто», всякие арендаторы:

К сожалению, по Западной нельзя перейти сразу на Дрозда, то есть продолжать идти внутри промзоны. Нужно вернуться на Цеткин и перейти до Короля. Иду:

Бизнес-центр «Имперский». Интересно, какая империя в голове у его создателей? Российская? Римская? Османская?

База «Белтрансспецавто» с лицевой стороны. Памятник труженикам Горремавтодора, поливальщикам газонов, вытиральщикам улиц, укладчикам асфальта:

Парочка бизнес-центров на углу Цеткин и Короля:

Короля, кстати, тоже разорванная улица, но части ее разъединены совсем по иным причинам, нежели Либкнехта. Короля является рудиментом старой планировки этого сектора города, в основном хаотически сложенной частным сектором. Ее прокладывали как будущую магистраль района, однако после переиграли.

Вглубь. Слева Департамент финансов и тыла МВД:

Общежитие и тренировочный центр — по-моему, тоже относится к силовым структурам:

Я же поворачиваю в тупик улицы Дрозда, которая в итоге уткнется в «Минскбакалеяторг». На удивление тут тоже есть несколько частных домов, но совсем уже печальных:

Самый последний рывок: торгово-административный центр «К21» на территории бывшей мебельной фабрики. Он лежит на площадке в границах Дрозда, Кальварийской и железной дороги. Неплохое местечко:

И наконец свобода — улица Кальварийская и чашка кофе в благодарность самому себе :)

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎