Недавно в белорусском твиттере вспоминали барбершоп «Чекист», мол, как он там — работает? Помните тот скандал, когда два пацана придумали открыть собственную парикмахерскую и не придумали ничего лучше, чем назвать ее в честь сотрудников Чрезвычайной комиссии, прототипа НКВД в первые годы существования советской власти? Наверное, они были очень рады повышенному вниманию прессы, потому что все знают: много прессы — это хорошо :) Салон красоты «Содержанка» на этой же улице Тимирязева прессу особо не привлек, но упоминания в соцсетях себе обеспечил. Тоже вроде молодец — попиарился. Что же могло пойти не так?
Это одно из самых больших заблуждений в бизнесе: главное привлечь внимание, не важно каким способом. Получить прессу, упоминания в соцсетях, разговоры в мессенджерах, сарафанное радио. Это заблуждение подогревается общественным мнением, социальным доказательством, когда под комментами у воды «Славная», выливающей воду на лицо девчонке, будет ворох комментариев в духе «Вы же не прошли мимо, значит, реклама работает!».
Да, я могу допустить, что в отдельных случаях подобная стратегия будет эффективной, но даже такая стратегия требует какой-то предварительной оценки. Сделать внимание прессы и соцсетей не так сложно, куда сложнее, а часто и вовсе невозможно управлять возникающим кризисом из-за повышенного внимания. Например, если искусственно созданный скандал выходит за рамки законодательства или регуляционных норм. Или сталкивается с интересами церкви, профессиональных и иных сообществ. Далеко не все можно отыграть назад, на этот счет есть множество административных и уголовных дел в поисковой выдаче Гугла.
Барбершоп «Чекист» и салон красоты «Содержанка» работают на одной улице Тимирязева. А еще я на ней живу, поэтому когда возвращаюсь домой, иногда проезжаю мимо них. Я вообще наблюдательный, так что давно заприметил изменения на фасаде бизнес-центра, где подстригают своих клиентов поклонники творчества НКВД. Из четырех слов, что висели над входом (было: «Barbershop Chekist / Парикмахерская Чекист») осталось лишь скромное «Barbershop». Владельцы заведения, видимо, поняли, что что-то идет не так, и они теряют клиентов из числа прохожих. Справедливости ради, само по себе название «Чекист» формально осталось — оно используется, например, в названии инстаграм-аккаунта и сохраняется в логотипе, но это просто следующий уровень смирения. Рано или поздно придется принять, что нейминг максимально спорный и работает против бизнеса — это скорее вопрос гордости владельцев, чем какой-то целесообразности.
А что же «Содержанка»? «Содержанка» на углу Грибоедова и Тимирязева продержалась сильно меньше. Теперь это «Грибоедова Home» — салон красоты с максимально нейтральным (но в разы более удачным) брендом, вся преемственность с «Содержанкой» которого лишь в написании буквы «о» в виде стилизованного звена цепочки. Тоже не слишком хорошо, но хотя бы без ассоциации с привязью девчонки к папику.
Несмотря на то, что мы живем в стране с не слишком развитой бизнес-сферой и, как следствие, не такой высокой конкуренцией, как, например, даже у ближайших соседей, не говоря про страны коллективного запада, мы уже живем в условиях, когда просто открыть бизнес или просто придумать яркий бренд — мало. Все внешние коммуникации бизнеса, даже если это всего лишь барбершоп в спальном районе, должны отражать ценности владельцев. Точнее, люди в любом случае ассоциируют заведение, себя и его владельцев с визуальной оберткой. «Чекист» не терял бы в клиентах, если бы был единственным барбершопом в городе, а на дворе 92-й год.
И даже в «Содержанку» ходили бы девчонки делать шугаринг и педикюр — кривились бы, но ходили — работай на двухмиллионный город единственный салон красоты. Но если есть выбор, то как можно добровольно ассоциировать себя с содержанкой? Даже если ты содержанка? Это неприятно, черт побери.
Спросите, а если логика в том, что владельцам все равно на тех, кому неприятно? Или у них был расчет, что таких будет исчезающе мало?
Ну, тогда задайте им вопрос, зачем они убрали вывески 😂