Непостроенные остановочные пункты «Городских линий», которые могли придать им больше смысла

Непостроенные остановочные пункты «Городских линий», которые могли придать им больше смысла
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Время летит быстро: «Городские линии» поехали из Минска в Заславль уже 13 лет как, хотя за этот срок так и не стали тем, чем задумывались. Швейцарские бело-красные поезда должны были обслуживать маршруты внутри столицы с выходом в самые ближайшие пригороды. Отдельный третий путь строился лишь до станции Ждановичи, эта же станция получила расширение, новый вокзал и дебаркадер — по всем признакам ее прочили в крупные пересадочные узлы. Но развитие «Городских линий» остановилось: не была внедрена тактовая частота и не сокращены интервалы, электрички в итоге запустили до Заславля (потом еще в Смолевичи и Руденск), чтобы «насобирать» какой-то пассажиропоток. В то же время так и остались непостроенными некоторые остановочные пункты, которые при прочих условиях должны были превратить «Городские линии» в наземное метро. Сегодня о том, где их хотели разместить и как назвать.

Подобные проекты во всем мире строятся в коридорах существующих железнодорожных путей. Да, страны побогаче могут себе позволить прокладывать новые участки в городской застройке, однако основой все равно будет давно существующая инфраструктура. Это выгодно и в том смысле, что за долгий срок ее эксплуатации коридор «обрастает» новой экономикой — жильем, офисами, производством. Их может не хватить для полноценной загрузки наземного метро, поэтому его включение в систему городских перевозок требует определенной подготовки.

Это не только комфортабельный подвижной состав и небольшой интервал движения, что само по себе привлекает людей, но и «запитка» линии пассажиропотоком через организацию подвозящего транспорта, постройку новых и реновацию старых остановочных пунктов. Я уже как-то вспоминал в блоге про отсутствие автобусов в Заславле, связывающих микрорайоны с вокзалом ровно под прибывающие и отправляющиеся электрички. Конечно люди будут выбирать маршрутку, которая стартует из центра «спальника»!

«Городские линии» в сторону Ждановичей задумывались хорошо. Не просто электричка, а полноценное метро, пусть и не с такими интервалами как у обычного метро, но хотя бы 15-30 минут в зависимости от дня недели и времени суток. И в самом начале было очевидно, что пассажиров на такой интервал нет: в шаговой доступности вдоль линии живет не так много людей, фактически лишь небольшие территории Масюковщины, Лебяжьего, Веснянки и самого агрогородка Ждановичи. Было очевидно, что линию нужно нагружать трафиком, фактически подталкивать людей к ее использованию, продемонстрировав преимущества. Живешь в Домбровке или в ближайших кварталах Каменной Горки, а нужно на вокзал? Можно поехать до подземки автобусом, потом на метро, потом пересадка с линии на линию. А можно автобусом к «Городским линиям» и еще быстрее на вокзал без пересадок.

Подталкивать человека может не только удобный подвоз к линии и тактовый интервал, но и само расположение станций. «Ехать куда-то далеко» и «ехать поближе» — разница в этих сценариях для любого человека принципиальна, поэтому «Городские линии» предполагали уплотнение остановочных пунктов. Их появление, к слову, еще и расширило бы территорию шаговой доступности, но сейчас не об этом.

На линии от вокзала до Ждановичей таковыми должны были стать «Площадь Богушевича» и «Пушкинский» в районе проспектов Дзержинского и Пушкина соответственно. Они обозначены на схеме перспективного развития транспорта Минска, обсуждавшейся перед включением в какой-то из прошлых генпланов:

Вся схема (нажмите для увеличения и заодно обратите внимание на платформу «Академгородок» в районе ПВТ — это для «городских линий» на Смолевичи):

Итак, «Площадь Богушевича» планировалась вот здесь неподалеку от проспекта Дзержинского:

Здесь по подземному переходу можно было бы попасть на сторону промзоны по Клары Цеткин ну или воспользоваться переходом, чтобы оказаться по другую сторону Домашевского переулка, перестроенного в участок первого транспортного кольца. Сейчас подземные переходы под ним ведут как бы никуда — пользоваться ими нет никакого смысла.

Вторая платформа у Пушкинского проспекта должна была разместиться где-то тут на Лынькова:

Но не разместилась и никаких подготовительных работ даже не начиналось.

Ну и еще одна важная ремарка. К строительству «Городских линий» была убрана платформа «Радиаторный» и вместо нее построена пассажирская часть станции «Минск-Северный», построена связь со станцией метро «Молодежная» и пешеходка к гирпермаркету «Корона». И каждый легко поймет, насколько такое простое движение оживило вечно пустую «Молодежную».

Так это и работает, но если ничего не делать, то не работает.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎