Грустная история о хорошей кофейне на районе, которой бы еще жить да жить

Грустная история о хорошей кофейне на районе, которой бы еще жить да жить
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Я уже пару раз говорил, что внезапно даже для самого себя полюбил кофе. 35 лет был к нему равнодушен, а потом понравилось до состояния «3-4 чашки в день». Снобы повертят носом, но это они чисто чтобы самим себе казаться значимыми: в Минске все хорошо с кофе. Полно отличных мест, где можно обменять трудовые рубли на замечательный напиток. У меня в Веснянке в том числе — у Прохорова в Brø Bakery, на первом этаже БЦ «Покровский», в Lavazza и J.cafe в «Арене-Сити». До недавнего времени еще были Daily Dose возле Toyota на втором кольце, куда я заходил реже всего, но это просто потому, что они от меня дальше всех. Увы, закрылись. Инстаграм пишет, что «временно» и может быть там действительно прорвало какую-то трубу, но в таком случае следовало бы ожидать от владельцев каких-то прогнозов или объяснений. В общем, похоже, это конец, и я на самом деле не удивлен, потому что Daily Dose на мой взгляд местного жителя не делала ничего, чтобы к ним заходили чаще и больше. Такой «молчаливый бизнес», который не общается с внешним миром и умирает в безвестности, хоть и с отличным кофе в меню.

Вообще у кофейни этой была хорошая локация: в жилом доме по Орловской, 86/1 напротив остановки общественного транспорта «Второе кольцо». Вот я сфоткал ее сегодня, проезжая мимо на троллейбусе (за снимок не судите, идея поста возникла за доли секунды, а до закрытия дверей оставалось еще меньше):

Ну, как хорошая. Все хорошие локации в городе давно заняты. То есть такие точки, которые способны генерировать выручку без вложений кроме капитальных в самом начале. Занял место, построил там кафе, живешь на потоке прохожих или обитателей бизнес-центра, потом ходишь читать тренинги «Как достичь успеха».

У Daily Dose с числом прохожих все неплохо. Эта остановка очень многолюдная, так как является пересадочным узлом разных направлений общественного транспорта. Логично выдвинуть теорию, что в ожидании своего троллейбуса человек может отойти 30 метров до двери кофейни и бахнуть стаканчик животворящего капучино. Кроме того, есть местные жители, которые, как правило, большие патриоты локального кофе — быстро, удобно, а если еще и вкусно, то прям повезло.

Что могло пойти не так.

У меня есть два предположения относительно остановки и одно по поводу местных жителей. Как я уже писал выше, на «Втором кольце» многие пассажиры именно пересаживаются из одного автобуса в другой. Логично предположить, что остановка почти ни для кого не является стартовой — вокруг попросту маловато жилья. Если рассчитывать на транзитных людей, то нельзя не учитывать время их ожидания нужного маршрута. Здесь, на Орловке, оно будет невелико практически в любое время суток. Пропустить свой троллейбус, пока пьешь кофе, очень легко — это такой естественный внутренний барьер.

Второй момент. Бесконечно наивно считать, что дверь кофейни в 30 метрах от остановки сама по себе является достаточным условием для возникновения сценария «попью кофе, пока я здесь». Многие, я думаю, большинство, просто не представляют, что их ждет за дверями заведения. Дорого? Вкусно? А вдруг это только для молодых, а я уже немолода… Интересно, карты принимают? А будет сдача с 50 рублей? Какой только дичи нет в головах! Даже самые, казалось бы, простейшие сценарии поведения рассыпаются на пустом месте!

Прямо на остановке люди могли и должны были бы знать все о кофейне Daily Dose не заходя в нее. Подошла бы любая площадь: на тумбе «Мингорсправки» (стоит там же), на рекламной раскладушке (стоит копейки). Написать цены, написать, что принимают карты, как-нибудь обратиться к случайному пассажиру.

Просто королевский ход — опубликовать расписание всех проходящих здесь автобусов и троллейбусов, а уже рядом цены и все остальное.

Теперь по поводу коммуникации с местными жителями. Это как раз о предположении о них — с местными тоже не общались. У многих почему-то есть ожидание, будто реклама это такая довольно дорогая штука, к которой можно прибегать на старте или когда поднакопил деньжат, а все остальное время отрабатывает вывеска, сарафанное радио и госпожа удача. Ну, еще аккаунты в соцсетях, которые на самом деле никто не смотрит, если только вы не продавец ширпотреба и не выбрасываете время от времени скидки.

В 50 метрах от Daily Dose работает лаборатория «Синэво». Гигантский поток людей в первой половине дня. Отловить этих людей можно еще одной рекламной раскладушкой за три копейки. Сдал анализы? Поблагодари себя чашкой вкусного кофе.

Во всех домах вокруг, как и у микрорайона в целом, есть вайбер- и телеграм-чаты. Там должен быть Daily Dose по договоренности с администраторами. Рассказывать про особые предложения, напоминать о себе, быть «своим» с местными жителями.

Кофейня должна занимать площади для наружки в местах массового скопления. Конечно, круто если в квартале есть дешевый билборд и в кармане пара лишних сотен баксов, но и без билборда свои микроплощади сдадут поликлиника, ЖЭС, продовольственные магазины. На досках объявлений у подъездов вообще платить не надо. Главное, зацепить взгляд, открыть условный «разговор» с прохожим, не быть кондовым. Я бы качал локальный патриотизм, типа мы местные, мы выросли с вами на этих улицах (даже если не выросли и не местные!), мы очень хотим сделать наш район лучше. Заходите просто так, даже если не хотите пить кофе — поболтаем.

Откуда вообще это ощущение, будто реклама, особенно такая местная реклама, обязательно должна быть отрисована дизайнером за сотку в час или транслировать кондовым языком по-газетному тупое объявление без души? Надо расслабиться и научиться быть искренним — всего-то.

И еще научиться жить с ощущением, что твое дело должно звучать постоянно на той площади, которую оно охватывает. Само ничего работать не будет. Все, где работает само, занято. И даже там куча проблем — конкуренция только выше с каждым днем.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎