Минск пришел к внедрению единой ливреи наземного городского транспорта где-то в конце нулевых годов. Почти все новые автобусы приходили в зеленой окраске, а старые перекрашивались. Троллейбусы стали светло-зелеными с черной полосой внизу, но затем отпала и полоса. Наконец, трамваи превратились в бирюзовые за исключением трех сочлененных машин в темно-бордовой окраске. Некоторое время спустя автобусы еще раз сменили ливрею, на этот раз на ярко-желтую, и в таком виде все и остается. Однако была у Минска эпоха разноцветья наземного транспорта: у каждого троллейбусного парка своя схема окраски, у трамваев своя, а у автобусников просто все цвета радуги. С массовым внедрением МАЗов город получил десятки разных видов окрасок без каких-либо устоявшихся стандартов. В какой-то мере это представляет этнографический интерес, так что надо изучить вопрос!
Первый автобус модели МАЗ-101 был собран в 1993-м году и получил окраску в виде красного низа и белой крыши:
В определенном смысле эту схему можно считать дебютной ливреей МАЗа для Минска, так как все последующие 101-е, а также некоторые другие модели поступали именно такими. Коротыши:
И даже отдельные длинные 105-е:
В эпоху ранних МАЗов еще была жива культура кустарного украшения лицевых масок и кабин водителями, закрепленными за определенными машинами. Вот МАЗ-104 из шестого парка:
И оттуда же его коллега 103-й:
Забегая вперед скажу, что даже в рамках одной схемы окраски у производителя всегда «плавали» цвета. Более того, он легко позволял себе отступать от размеров полос. Наверное, это тоже «красный низ — белый верх», но он не красный, конечно:
Сложно сказать, чье решение иметь разноцветные автобусы было первичным — производителя, который красил их в рамках своего чувства прекрасного, или города, который так заказывал. Предполагаю, что обе стороны не видели особой ценности в единой ливрее, поэтому ситуация развивалась естественным образом. Другими словами, АМАЗ вряд ли мог бы пояснить, зачем он делает то зеленые, то красные, то синие автобусы («чтобы были разные»), а городской перевозчик забирал то, что есть и никак не пытался скоординировать действия с заводом. Чтобы что?
В общем, эта ситуация дала толчок к появлению короткой и очень яркой эпохи разноцветья. В Минске были автобусы каких угодно расцветок кроме, пожалуй, черной. Я не нашел вообще все цвета в фотоархивах (например, были и коричневые, и золотистые — хорошо их помню), но большинство нашел.
Посмотрите, как сложившиеся практики отразились на внешнем виде перронных автобусов Национального аэропорта — у них не только цвета, но и схемы раскраски разные:
Город тоже брал все. Белые? Давайте белые.
Белый, к слову, «дожил» и до второго поколения МАЗов:
Оранж? Насыпайте всех оттенков!
При этом у производителя, кажется, было некоторое тяготение к некоторым цветам. Он очевидно любил синий больше остальных, а от сочетания синего и белого просто таял (и не исключаю, что автобусы могли перекрашивать в ходе эксплуатации в подобные ливреи).
Все возможные сочетания и оттенки:
Монотон:
Неожиданные сочетания синего и не синего:
Синего и не совсем синего:
Цвет легко переползал по спектру в какую угодно сторону. Фиолетовый? Ждем с нетерпением!
И так ждем:
И сирень тоже пойдет:
Разумеется, вместе с распространенными цветами по городу ползали и редкие, некоторые даже эксклюзивные. Например, вот такой песочный был, думаю, один:
Темно-бордовых, вероятно, не больше нескольких штук:
В такой схеме, подозреваю, всего два:
«Троллейбусный» цвет:
Совсем неожиданные сочетания:
Наряду со стандартными схемами — монотонными и полосными — изредка городу давали что-то более сложное. Почему и зачем так были сделаны единичные экземпляры, вам уже никто не скажет:
Ромашки!
Свои раскраски получали юбилейные машины: я помню 500-й, 1000-й и 3000-й автобусы.
Наряду с синим производитель (или все-таки город?) также тяготел с зеленому цвету и его сочетанию с белым либо темно-зеленым. Поначалу схем окраски и вариаций зеленого было великое множество.
Однако постепенно лишнее отшелушилось, и Минск перешел на единую схему с монотонным зеленым (была также менее распространенная вариация с темно-зеленой полосой внизу):
Этот цвет, на мой взгляд, был не слишком удачный и, в конце концов от него отказались в пользу куда более интересного ярко-желтого:
Малоизвестным остается тот факт, что «Минсктранс» имел также промежуточный вариант фирменной ливреи с надписями на борту, которая, конечно, ввиду своей сложности должна была влиять на стоимость продукции завода и закономерно исчезла:
Хаотичность раскрасок наземного транспорта, уверен, отражала саму эпоху с ее метаниями и поиском форм. Как и в архитектуре, и в изобразительном искусстве, и в других формах творчества это метание было следствием потери ориентиров и переходом от одних норм к другим.