Так уж сложилось исторически, что в Минске плохо прослеживается связь времен: тысячелетний город плохо «виден» даже на столетней дистанции, а про более ранние периоды и говорить не приходится. Поэтому я так ценю штуки, которые позволяют нащупать прошлое, а камень Дед один из моих любимых артефактов в городе. Да, дохристианское происхождение капища, на котором он размещался, не научный факт, но допущение, однако валун до сих пор почитаем горожанами. В 2024-м году Деду несут печенье, деньги, конфеты — представьте, жертвуют камню как делали даже не предки наши, а пращуры. Моим же вкладом в этот урбан-культ будет пост в блоге.
Строго говоря, Дед более или менее описан только до начала XIX века. В 1880-м с капищем, где он занимал центральное место, начали бороться, спилили старый дуб, впервые погасили огонь. При этом, по воспоминаниям горожан тех лет, знали они о камне с детских лет.
Могло ли священное место языческого характера возникнуть в христианское время? Да, такие факты в истории восточно-славянских народов есть, так что мог. Тем не менее, по косвенным признакам капищу на момент первого разрушения уже было несколько сотен лет. Например, успело оформиться кладбище его смотрителей на месте нынешнего станкостроительного завода, а смотрителями «работали» пожизненно. Как говорится, думайте!
Когда-то Дед стоял в лесной глуши, но постепенно был окружен городом, а теперь и вовсе находился бы в непосредственной близости от его географического центра. Вот здесь, на Ульяновской:
Какое-то время назад была даже идея капище восстановить, сделать из него точку туристического притяжения. Ограничились табличкой, расположение которой указывает на то, как было изменено русло Свислочи во второй половине XX века — камень стоял ровно у воды.
Реконструкция капища:
Единственное известное историческое фото валуна, сделанное, судя по осветительным мачтам «Динамо» на заднем плане, примерно в 60-70-х годах XX века:
В 1980-м его увезли в формирующийся музей на окраине будущего микрорайона Уручье. Там Дед получил почетное место в стороне от прочих крупных камней:
Культ, связанный с этим камнем, типичен для языческих верований. Валун «лечил» от бесплодия, поноса и всего на свете — отправку культа помогал совершать смотритель, за что получал ассигнования от трудящихся. Камню можно было поднести какой-нибудь вкуснятины и просто так, для профилактики. Еще полторы сотни лет назад это обычно были внутренности домашнего скота, теперь же больше конфеты, но бывают и банковские купюры.
Дед — само дыхание истории, нитка, связывающая прошлое и настоящее Минска, волею судеб практически не сохранившего никаких иных следов далеких столетий.