Я люблю железную дорогу, а неэлектрифицированные линии люблю особенно. И хотя минский узел давно опутан проводами, тепловозы и дизель-поезда в нем появляются регулярно из-за относительно коротких плечей, скажем, в направлении Витебска: да, можно поставить электровоз до Орши, а после заменить его, но это не эффективно. И в Витебск, и в Могилев, и в Пинск, и в Полоцк ходят современные дизель-поезда PESA с сидячими местами, заменив обычные плацкартные и купейные вагоны с локомотивом. Тем не менее, и в ту «вагонно-локомотивную» эпоху старенькие дизеля заходили в столичный узел по разным поводам. Они выглядели инородно, ведь Минск в пригородной зоне электрифицирован аж в советское время, он всегда был вотчиной рижских электричек. Предлагаю посмотреть, в каких случаях это происходило, дорогие мои железнодорожные фрики!
Белорусская железная дорога одной из первых в СССР перешла от пара к тепловозной тяге, хотя этот процесс никак не мог быть одномоментным. В 60-х годах некоторые поезда тянули паровозы, другие шли под дизельным двигателем, а по направлению в Олехновичи и вовсе поехали электрички.
Первый моторвагонный состав в столичном узле появился еще в 1949-м году — он начал обслуживать маршрут между Вильнюсом и Минском. Это был немецкий репарационный поезд фирмы MAN, получивший обозначение ДП11. Заказывала его в 1940-м Турция, война сместила планы по поставкам и место этих поставок.
Годом позже его сменил более вместительный трехвагонник венгерского производителя Ganz-MAVAG:
В пригородном же сообщении в ходу были паровозы с сидячими «жесткими» деревянными сиденьями, долгое время даже так называемые «егоровские» довоенные вагоны. Вот этот снимок точно сделан в Минске после войны и, думаю, перед нами поезд на Барановичи:
В 1969-м Минск получил два собственных дизель-поезда рижского производства, получивших обозначения ДР1-026 и 027. Они стали обслуживать плечо на Пуховичи:
В 1971-м это плечо было электрифицировано, а составы переданы в депо Барановичи. Судя по маршрутной табличке под стеклом ДР1-026 продолжил бегать в столицу:
Но вообще вопрос подвижного состава в пригородном узле в период между началом и окончанием электрификации лично для меня открытый. Были ли это вагоны под паром или тепловозом? Или из Осиповичей, Молодечно, Барановичей всегда ставили дизеля?
В наше время старенькие «рижане» в столицу приезжали регулярно. Поводы были самые разные, например, для обслуживания «шестисотого» (то есть формально пассажирского) поезда №667 Минск — Гродно:
Каждый вечер на платформе можно было увидеть дизель на Гудогай, который шпарил до Молодечно без остановок:
Такой же дизель ходил и в Лиду, но фотографий его я не нашел.
Рижскими ДР1, но с переделанным «мягким» салоном обслуживалась линия в Вильнюс. Литовцы ставили на маршрут разные составы из своего арсенала:
Из Гомеля, а некоторое время и из Мозыря в Минск ходил чуть более современный состав ДР1Б. Иногда его сдваивали, чтобы поместились все желающие:
Такой же в желтой окраске принялся бегать в Вильнюс. У него внутри были забавные мягкие диваны:
Наконец, в минский узел частенько забегала мотриса начальника Белорусской железной дороги, переделанная из рижского дизеля. Ее отличала двухвагонная составность и герб на лицевой маске:
Дизель-поезда это кайф!