60 лет назад, 7 декабря 1963-го года, из Минска в Олехновичи отправился первый в истории Беларуси электропоезд. В этот день официально была завершена электрификация 48-километрового участка, а с 1 января началась регулярная эксплуатация моторвагонного подвижного состава на электротяге. Столичный узел постепенно начал отказываться от дизельной и паровой тяги в пригородном сообщении, поочередно протягивая контактный провод до соседних городов и крупных станций. К тому моменту Рижский вагоностроительный завод перешел на второе поколение электропоездов семейства ЭР, и Минск к пуску линии на Олехновичи получил одну из первых партий составов модели ЭР9. Их основное отличие от привычных нам электричек заключалось в дизайне головных вагонов — в народе их прозвали «кругломордыми» за характерный изгиб полусферы лицевой маски. «Кругломордые» по-прежнему катаются кое-где в Украине, России, Армении, но из Минска они навсегда уехали еще в 1985-м. «Витрине СССР» полагалось первоорчередное обновление подвижного состава, так что эпоха «кругломордых» в белорусской столице вышла совсем короткой и, увы, слабо задокументированной. Но кое-что есть! Давайте листать старый фотоальбом.
До 60-х годов XX века пригородное движение в Беларуси как и практически везде в СССР осуществлялось на паровой и, существенно реже, дизельной тяге. К паровозам прицепляли обычные цельнометаллические вагоны с деревянными сиденьями, и это хозяйство довольно медленно развозило трудящихся к местам приложения дачного труда. Вот, кажется, пригород на Молодечно — уже под проводами, но еще с паровозом впереди, потому что дальше Олехновичей контактник не был протянут:
К запуску движения на Олехновичи Минск получил две электрички: ими стали ЭР9-23 и ЭР9-29. Чуть позже в белорусскую столицу прибыл состав ЭР9-33. Именно первой из них было позволено совершить дебютный рейс в Олехновичи. Вот она на начальной станции — еще виден надземный пешеходный переход, демонтированный после открытия подземного.
ЭР9-23 еще дважды попала в объектив фотографа, но уже на станции Пуховичи несколькими годами спустя:
В 1978-м этот состав отравился дослуживать свой век в Киров, где проработал вплоть до списания в 1997-м году. Общий трудовой стаж машины составил 36 лет, что не очень много для такого типа подвижного состава.
А это ЭР-33 на станции Молодечно. Ей было поручено открыть продолжение линии от Олехновичей:
Она также в 1978-м уехала из Беларуси навсегда, но не в Киров, а Нижний Новгород, где возила дачников вплоть до 2002-го года.
Все последующие после начала электрификации года Минск получал по несколько составов «кругломордых» в год. Так, в 1964-м поступило пять штук, в 1965-м один, в 66-м еще пять, в 67-м семь… ЭР9-53 в пути на Олехновичи и на самой станции:
122-й номер на платформе в Борисове. Справа виден дизель-поезд, пришедший из Орши:
123-й попал на обложку журнала «Электрическая и тепловозная тяга» №12 от 1989 года, хотя к тому времени он уже не эксплуатировался в Минске:
Эта электричка уехала от нас в Красноярск, где прослужила аж до 2016-го, успев даже переодеться в фирменную ливрею РЖД текущего времени:
В 1967-м году среди прочих Минск получил состав под номером 188. Ему посчастливилось попасть на цветное фото где-то у Минского моря:
У состава необычная судьба. В 1982-м отправлен служить на Дальний Восток, потом в Иркутск, Нижнеудинск, а после списания переоборудован в тренажер в Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта. Старичок до сих пор при деле:
188-й состав пришел в Минск «бэушным», отработав 12 лет в депо Фастов Киевской области. Несколько фоток с ним:
А это 304-й, с которым мы расстались в 1984-м. Он уехал служить в Минеральные Воды, а в 2016-м законсервирован и хранится на базе запаса.
Последней «кругломордой» электричкой в Минске была №312 по заводской маркировке. В белорусскую столицу она прибыла в ноябре 1970-го и последней же покинула нас в январе 1985-го, отправившись в Улан-Удэ, а после Иркутск, Красноярск. Поезд отработал до декабря 2021-го (!), то есть более полувека. Вот его снимок от 23 июля 2021-го года:
Стоит отметить, что до перехода Минска на современные «плоские» составы наш узел поучаствовал в эксперименте с эксплуатацией опытного образца трехдверной электрички ЭР11. Этот поезд в серию не пошел, но зато засветился на снимке в Заславле: