Небоскреб «Газпрома» на месте «Московского» автовокзала. Каким задумывался, почему умерла стройка и что будет дальше

Небоскреб «Газпрома» на месте «Московского» автовокзала. Каким задумывался, почему умерла стройка и что будет дальше
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

10 июля 2014-го года начался снос автовокзала «Московский» на улице Филимонова, чтобы освободить площадку под строительство комплекса «Газпрома» со 189-метровой высоткой во главе. Вокзал снесли быстро: уже в 2015-м на площадке была заложена капсула, ознаменовавшее начало великого проекта. Впрочем, готовность комплекса и по сей день составляет около 10% — стройка то останавливалась, то начиналась вновь. Менялись подрядчики, циркулировали слухи о проблемах со свайным полем, хотя первоначальный проект всегда оставался в силе. В июне 2023-го неожиданно стало известно, что группа зданий как минимум частично будет перепрофилирована под апартаменты, на площадке возникло минимальное движение, хотя какова судьба конкретно небоскреба, до сих пор не ясно. Собрал всю доступную информацию о комплексе в один пост.

«Московский» автовокзал, за который группа авторов получила высшую награду — Государственную премию Республики Беларусь — проработал только 15 лет. Он тоже строился долго и тяжело, был заложен еще при СССР, а сдан в эксплуатацию лишь в 1999-м. До того на месте вокзала работала скромная автостанция, обслуживающая дачные восточное и северо-восточные направления.

«Газпром» получил участок земли с некоторыми обременениями, в частности, он должен был профинансировать строительство транспортной развязки проспекта Независимости и улицы Филимонова на паритетных началах с городским бюджетом. Сообщалось, что российская сторона перечислила деньги исходя из первоначальной сметы, но затем она начала расти, случился кулуарный конфликт… Проект развязки в итоге упростили, а объект построили.

Закладка капсулы на месте строительства комплекса прошла на высшем уровне: от россиян присутствовал Алексей Миллер, Беларусь представлял президент Лукашенко.

В 2015-м году были обнародованы эскизы проекта и кое-какие технические характеристики. Группа зданий объединялась общей пешеходной территорией, их наполнение регламентировалось следующим образом: в небоскребе и большей части окружающих многоэтажек офисы, а одна отдана под гостиницу.

Поначалу стройка шла очень бодро, а сдача всего комплекса планировалась уже на 2018-й год. Заявленные инвестиции составляли 1 миллиард долларов (после были снижены до 500 миллионов, но визуально это никак не сказалось на проекте). Довольно быстро работы были свернуты: «народная» версия остановки объясняла это политической турбулентностью, а вот похожая на правду — проблемами с фундаментом. Учитывая, что свайный фундамент обследовался разными институтами и специалистами, легко предположить, что он и стал причиной паузы. Буронабивные сваи дважды пересекали водоносные горизонты — вероятно, это вызвало сложности с посадкой на них столь тяжелого здания.

Строители возвращались на объект еще дважды. Так, «Газпром» «заводил» стройку в 2018-м и 2020-м годах, причем во второй раз отчитался о найденном техническом решении грунтовой проблемы, отлил ростверк под центральную высотку и начал наращивать этажи.

Итальянский генподрядчик вышел из проекта в 2021-м, когда работы и без того были фактически остановлены. Причины развода с заказчиком не разглашались, хотя бытовая логика подсказывает, что камень преткновения стар как мир: деньги.

Позже появились слухи, что «Газпром» хочет получить продление сроков реализации проекта до 2024-го года, то есть к 10-летию сноса «Московского», но уже сейчас понятно, что и этот рубеж нереален, даже если отказаться от небоскреба и достраивать только невысокие офисные здания. Офисные ли?

Указ от 3 июня 2023 года предполагает в этом комплексе наличие неких «бизнес-апартаментов» с возможностью регистрации собственника или арендатора, а также членов их семей. При этом помещения не могут быть переведены в жилые.

Что ж, похоже нужно ждать новых эскизов комплекса.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎