Среди белорусских архитекторов прошлого есть буквально несколько человек, оказавших самое значительное влияние на образ Минска — именно эти люди сделали город таким, каким он чувствуется и представляется. Среди них Владимир Король (да, это ответ на незаданный вопрос, чьей именно фамилией названа соответствующая улица), приехавший восстанавливать белорусскую столицу уже в 1945-м году. Король выступил автором и соавтором множества зданий центральной части проспекта, а после и второй его очереди от Якуба Коласа до Калинина. Ядро послевоенного Минска и было его главной работой, но если декомпозировать наследие Владимира Короля, то, пожалуй, наиболее ярким объектом стоит считать Главпочтамт. Давайте смотреть как его строили и разбираться, почему он так похож на фонтан Треви в Риме.
Это сейчас центральное почтовое отделение не представляется чем-то важным в общем полотне города, а еще во времена Короля все было совсем не так. Главпочтамт — это такой же символ как и ратуша (городская администрация), вокзал, рыночная площадь, парк. Главпочтамт был местом, через которое город связывался с внешним миром, коммуницировал с другими городами и странами, был средоточием общественной и экономической жизни. Отсчет нулевого километра дорог именно от центральной почты в этом смысле не случаен — все начинается со связи! (А перенос нулевого километра на Октябрьскую площадь Минска как раз указывает на понижение статуса Главпочтамта).
В общем, абсолютно не удивительно, что комплекс зданий по проекту Короля начали строить уже в 1949-м году, а сам проект был в целом разработан даже в 1946-м. Судя по историческим снимкам того периода, обходились без башенных кранов, использовали, думаю, лишь шахтные подъемники. Сколько труда!
Тем более, что здание не только массивное в плане толщины стен и высоты этажей, но и с точки зрения занимаемой площади. На кладку, декор и внутреннюю отделку у строителей ушло четыре года.
Во внутреннем дворе был пристроен операционный зал в виде ротонды с диаметром купола 30 метров. Зал является примером так называемой «шепчущей галереи», помещения такой формы, при которой звук голоса хорошо распространяется вдоль стен, но не будет слышен в центре, если издать его у стены.
Главпочтамт, я считаю, самое шикарное, пышное, красивое здание проспекта, достойная «открывашка» магистрали со стороны площади Независимости. Архитектор очевидно сделал оммаж на фонтан Треви в Риме, актуализировав классические формы древнеримской архитектуры под реалии послевоенной эпохи. Огромные колонны коринфского ордера, тяжелые карнизы, аттик, крупный портал входа — все это точное попадание в архитектуру прошлого. Зачем? Это некорректный вопрос… Просто потому, что есть вечные штуки, в том числе в архитектуре:
Мощь и красота!
И даже в фойе колонны облицованы и подкрашены так, чтобы отсылать к римской традиции рубить специального цвета гранит для особо торжественных помещений. Классика на все времена:
Операционный зал:
Честно говоря, была абсолютная уверенность, что картуш над входом зала в давнее время содержал какую-нибудь поучительную цитату классиков марксизма-ленинизма, но нет, на старых снимках ничего нет.