По тому, как быстро после окончания войны было принято решение строить ГУМ, можно понять, насколько важным представлялся он объектом в глазах тогдашних властей Минска. Соответствующее постановление выпущено в июле 1945-го, запустить торговый комплекс планировалось уже в 1947-м, хотя в итоге дата открытия значительно сдвинулась вправо. ГУМ начинали строить фактически в пустом Минске — только-только появились очертания нового главного проспекта города, абсолютное большинство горожан по-прежнему ютилось в коммуналках, землянках, полуразрушенных жилищах. Смотрим.
Здание главного универсального магазина создано по проекту творческого дуэта Романа Гегарта и Льва Мелеги. Гегарт к тому времени уже был маститым профессионалом, поэтому руководил мастерской в «Белгоспроекте» и занимался восстановлением Минска. После ГУМа, например, построил еще и Академию музыки, и телецентр на Коммунистической, и главный корпус «Белэнерго» на Комсомольской/Маркса. Фамилии создателей универмага вынесены на отдельный аншлаг по лицевому фасаду:
Саму коробку комплекса возвели достаточно быстро, потому что использовался в том числе труд пленных нацистов. Фактически весь объем был закончен в обозначенный ранее срок:
Стоит отметить, что ГУМ очень близко выполнен к проекту. Очевидное отличие только в отсутствии некоего акротерия с торца, что выходит на улицу Ленина — группы фигур или знамени, разобрать сложно.
Считается, что Гегарт и Мелеги вдохновлялись классической итальянской архитектурой и конкретно библиотекой Сансовино в Венеции. Без сомнения, схожие элементы у зданий есть, однако схожие элементы можно найти практически у всех классических построек в соответствующим стиле, так что вопрос как минимум спорный.
Магазин открылся 5 ноября 1951-го года для особых гостей и 6 ноября для всех желающих. Желающих было так много, что очередь к дверям выстроилась до Немиги, а ажиотаж не стихал много дней. Статистика продаж говорит сама за себя: в рабочий день ГУМ продавал, например, тканей 13 тысяч погонных метров. Как я понимаю, очередь за тканями не заканчивалась никогда (а ткани, наверняка, иногда заканчивались).
ГУМ в кинохронике 1954-го:
Продуктовый отдел:
Ковроугодный:
Стоит отметить, что фасад ГУМа, собранный из множества повторящихся элементов, не перегружен, он кажется цельным, органичным, в меру массивным. Лицевая сторона максимально раскрепощена, она очень динамична:
Входная группа соразмерна зданию, сбалансирована. Это кажется так просто взять и сделать двери, на самом деле выдержать классические пропорции способен только талантливый опытный архитектор, каким и был Гегарт:
Если подойти к ГУМу близко, то взглядом можно разложить элементы, из которых и собирается общее впечатление. Очень много уделено внимания мелочам:
Хотя сами материалы, из которых сделан комплекс, нельзя назвать благородными или хотя бы «дорогими», умение использовать доступное, творческий подход к декору, внимательный авторский надзор сделали ГУМ украшением нашего города, ярким элементом центрального ядра.