Название улицы Игуменский тракт, думаю, знакомо абсолютному большинству минчан. Сейчас эта улица является продолжением Маяковского, она главная магистраль Лошицы, выводит к МКАД и, в конце концов, растворяется в Колядичах. Многие наверняка в курсе, почему у нее такое архаичное название. Для тех, кто не в курсе: до начала Второй мировой это в прямом смысле был тракт (шоссе), связывающий Минск и Игумен, теперь Червень. Да, с переименованием Червеня переименовывался и тракт, затем он стал улицей Маяковского, а с возведением нового микрорайона топоним возродился. Кстати, наличие тракта объясняет еще и название Червенского рынка. В послевоенные годы Минск, Червень и другие города к востоку были связаны новым шоссе, старый тракт стал использоваться только небольшими участками и с чисто локальными целями, кое-где же оказался заброшен полностью. Но дороги редко исчезают бесследно! Это очень живучие объекты, они часто «видны» спустя столетия даже если теряют свое значение. Я пешком прошел немалый кусок Игуменского тракта от Минска до развязки Могилевского и Гомельского шоссе. Слайды! Карта в конце!
То, что называется теперь Игуменским трактом, то есть улица от перекрестка с Чижевских через Лошицу до МКАД, в реальности им никогда не был. Это чисто дань памяти. Настоящая дорога лежала в русле современной Маяковки и делала плавный поворот там, где теперь начинается Чижевских. Вот этот перекресток: кадр сделан в сторону камвольного.
Именно Чижевских и есть настоящий Игуменский тракт. Наиболее ранняя из релевантных карт — дорожная карта Российской империи 1809-го года — отрисовывает его по этому маршруту.
Начало улицы, застройка:
Здесь река Лошица впадает в Свислочь, поставлена усадьба Прушинских, но и до них имелись хозяева, как минимум с XVI века. Теперь восстановлены центральный дом и флигель, но мельница, винокурня и прочие хозпостройки пребывают в плачевном состоянии.
Памятник матери и дочери Чижевским, а также Надежде Моисеевой, планировавшим убийство генерального комиссара Беларуси Карла фон Готберга, преемника убитого Кубе. Покушение не состоялось, подпольщицы были повешены в Лошице.
В обозримом будущем деревня полностью исчезнет, освободив землю под новые массивы многоэтажного жилья. Отдельный пост про это.
Процесс идет и сейчас, сносится в основном дальняя часть Чижевских, местами осталось пустое поле:
В конце концов дорога выводит к МКАД и превщается в локальное шоссе Н9034 (до Нового Двора) и после в Н9050 до Королищевичей. Все это тот самый Игуменский тракт, ровнехонько по границам существующей дороги. Этот участок преодолеваю на такси:
Как и сотни лет до этого, дорога проходит через центр деревни, делая два поворота практически под прямым углом, чтобы пересечь Свислочь.
Костел опеки Божьей Матери в Королищевичах с роскошной лиственницей на дворе:
Вот и мост. Игуменский тракт пересекал Свислочь ровно в этом же месте, которое чем-то приглянулось тогдашним строителям. Существующее шоссе легло так же, что объясняется и сложившейся застройкой и, подозреваю, удобством для наведения переправы. Собственно, подходы к дорожному строительству так или иначе те же.
Второй поворот и покидаю деревню:
Вон она вдалеке позади:
«Игуменский тракт» взбирается еще выше, пересекает шоссе Н9531 (отдельный пост о нем — оно необычное!):
Пересекает по мосту М1:
И входит улицей Центральной в деревню Мацевичи:
Здесь тракт впервые начинает терять свое значение. Сначала улица становится грунтовкой, затем проселком, направлением, входит в густые заросли золотарника.
Причина в Свислочи, которая извернулась руслом и потребовала еще одной переправы. На данный момент она есть только в пешеходном исполнении — нужды возводить автомобильный мост нет.
Из воды торчат деревянные сваи от старого моста. Учитывая срок исчезновения оригинального Игуменского тракта — около 80 лет назад — теоретически это могут быть его остатки, хотя скорее всего это остатки послевоенного пешеходного или может быть даже чуть более широкого моста.
Рыбак:
Я вошел в деревню Синило, попадавшую в мой блог по вонючей теме. Карты показывают, что ее Центральная улица лежит в границах тракта:
Дорога доходит до пересечения с шоссе Н9069 и превращается в совсем уж «направление» — технический подъезд к какой-то сельскохозяйственной постройке на холме:
Кадр назад на деревню Синило (вокруг жуткая вонь):
Впервые существующая дорога расходится с тем Игуменским трактом. На небольшом участке он оказывается перепахан в колхозное поле, его реальное направление совпадает с линией электропередач:
Мне же приходится обходить обновленную на зиму пашню, в которой можно утопнуть без следа :)
Обходить недолго, до грунтовки Н9070, связывающей Синило с дачными поселками «Испытатель» и «Подшипник». Под ногами снова Игуменский тракт:
Однако дачи остаются остаются в стороне. Нужное мне направление становится «неофициальной» лесной дорогой — это уже не шоссе сети «Белавтодора», а самая настоящая народная тропа, существующая только потому, что по ней сотнями лет передвигаются люди. Думаю, реальный Игуменский тракт примерно так и выглядел:
Вдалеке краешек поселка Привольный:
Народная тропа подходит к лесному массиву и ныряет в него. Старые карты с отмеченным трактом, наложенные на современные, четко дают совпадение трасс. Я все так же иду по древней дороге между Минском и Игуменом:
В лесу вечереет:
Разумно задаться вопросом, какое покрытие было у той дороги. Уверен, даже в советское время никакого. Ну, может от Минска до Лошицы отсыпка булыжником с песком, не более. Но в такой дали от городов так же как и сейчас.
Другими словами, вдруг появляющееся обилие крупных камней под ногами вряд ли стоит относить к историческому тракту:
Но вот что за бетонные чушки, которых нашлось штук 20, не меньше, сказать не могу. Могли ли они быть пикетами в межвоенные годы, когда началась автомобилизация? Боюсь гадать.
Лес редеет, уступая место очередному полю под озимыми. Там за полем трасса М5 Минск — Гомель, только-только отпочковавшаяся от М4 Минск — Могилев:
М5:
Я перехожу ее и попадаю в деревню Гузгаловка, стоящую ровно в вилке М4 и М5. Игуменский тракт продолжается улицей Центральной дальше. Затем он перейдет в грунтовку без номера и в конце концов вольется в магистраль М4 в нескольких километрах от Смиловичей. От того места Игуменский тракт полностью совпадает с шоссе Минск — Могилев, другими словами, продолжает служить белорусам как и сотни лет до того.
Вот и карта: