Задолго до появления понятия дизайн-кода городского транспорта в современном его понимании Минск уже имел свой — желтый. Хотя «Икарусы» второго поколения (серий 260/280) не были единственным средством передвижения в столице, все же они были самым массовым средством передвижения на протяжении нескольких десятков лет. «Икарусы» возили людей на работу, учебу, в дачные поселки, в аэропорт, они использовались как служебные и технические машины; через автопарки Минска прошло около 1800 единиц этого поколения не считая мягких междугородних. В 90-х они постепенно начали терять свою оригинальную раскраску, отражая общие процессы «разморозки» в обществе: оказалось, автобусы можно красить как угодно и это как будто немного добавляет жизни Минску, но решение было ошибочным. Не удивительно, что столица в наше время уже вернулась к единой ливрее городского транспорта и вообще не удивительно, что в итоге вернулась к желтому однотонному цвету. Цвет Минска — желтый, от «Икаруса».
Когда я задумал этот пост, мне казалось, что собрать фотоматериал будет проще простого. «Икарус» в Минске? Боже, да снимков простов миллион в любой базе фанатов общественного транспорта.
Увы, это так и не так одновременно. Действительно, снимков венгерских машин полно, однако подавляющее большинство их сделано уже в девяностых и нулевых годах, когда «Икарусы» прошли капитальные ремонты различной глубины с обновлением ливреи. Вот, например, «колбаса» на 64-м маршруте с какой-то прям кустарной окраской кисточками:
Более того, желтый цвет практически перестал использоваться даже в сочетании с другими. Синий, красный, фиолетовый, зеленый, белый — сколько угодно. Желтый — редчайший:
Другая проблема заключается в этапах развитии фототехники. Эпоха желтых «Икарусов» пришлась на те времена, когда фотоаппараты крайне редко заправлялись цветной пленкой с целью бытовой съемки. Фоткать автобусы — это не про создание альбома выпускников или фиксации свадьбы… Короче, 99% снимков черно-белые, хотя по ним легко понять, что в реальности на изображении желтый «венгр».
На открытии автопарка №6 6 ноября 1984 года:
Удивительно, но заметно чаще оригинальная ливрея мелькает в разного рода любительских фильмах о столице. В начале 90-х получили массовое распространение ручные видеокамеры. По таким съемкам становится понятно, насколько «желтой» выглядела столица:
Из другого ролика (улица Седых):
Монотонная сплошная ливрея появилась в Минске с первыми поставками короткой 260-й модели в 1973-м году и просуществовала до конца 90-х. В отсутствие новых поставок автобусы массово проходили ремонт силами минского и гомельского авторемонтных заводов и почему-то перекрашивались. Крупноузловая сборка 280-х «гармошек» на мощностях «Амкодора» в Пинске также не предполагала оригинального цвета… Еще в 90-х Минск получил несколько машин из ГДР, на которых даже была оставлена бортовая реклама.
Но все-таки кое-что найти удалось.
Фотка 1975-го года с Привокзальной площади. Автобусы на отдыхе:
Тот же год. 53-й маршрут в районе площади Победы:
Скорее всего 59-й спешит на Комаровку. Перекресток Сурганова и нынешнего проспекта Независимости, 1978-й год:
Микрорайон «Восток»:
Оцените колористику и аккуратность новых фасадов жилых высоток на Мирошниченко:
Строятся 335-ые панели на Карбышева:
Построили!
Праздничная иллюминация на центральном проспекте:
К другому празднику, но проспект тот же:
Икарусы 260/280 были не самыми удобными для пассажиров машинами, но вместительными, поразительно выносливыми, ремонтопригодными и безотказными. Это был великий автобус, сделавший наш Минск и многие другие города бывшего СССР более комфортным, связным и быстрым.
65-й маршрут Юго-Запад — Серова:
Мне повезло вырасти в ареале 6-го автопарка, который с открытия комплектовался только «Икарусами». Все маршруты у моего дома — 16, 17, 20, 22, 26, 52, 67, 88 и 106 — всегда обслуживались исключительно «венграми».
Оригинальная ливрея «Икарусов» дольше всех держалась на служебных машинах, не проходивших капремонты из-за невысоких пробегов. Вероятно, последней была эта Национального аэропорта:
«Венгры» массово пошли на списание во второй половине нулевых годов и к 2008-му полностью исчезли с городских улиц. Но не из сердец минчан, понятно.