Абсолютно очевидно, я рано или поздно должен был пройти этим маршрутом: вдоль многокилометрового подъездного железнодорожного пути, связывающего несколько крупных столичных предприятий со станцией Минск-Северный. Этот путь уникален хотя бы потому, что выходит из центрального ядра города в пределах первого транспортного кольца и достигает отдаленных кварталов за пределами второго. Разумеется, промышленная функция пути обеспечивает достаточно необычные и насыщенные индустриальной эстетикой виды города — с такого ракурса, с которого его никто никогда не видит. Очередная брутальная фотопрогулка по задворкам Минска (строго для любителей).
Подъездные пути, обеспечивающие транспортной связью сразу несколько предприятий, хороши тем, что чаще всего открыты для прогулок. Логично, ведь поезда не могут ходить по территории чужих заводов и фабрик — основной участок будет общим, а отдельные «усы» от него уводить за ворота.
Начало маршрута на станции Минск-Северный. Я подъехал со стороны бизнес-центра Silver Tower, перед которым уже освобождена внушительная территория под огромный бассейн на китайские деньги.
Не поленился спуститься в подземный переход и выйти на платформу электричек ради кадра начала подъездного пути: вот он поднимается с краю на пригорок, укрепленный контрфорсом:
Далее путь поднимется на эстакаду над первым транспортным кольцом и нырнет в промзоны параллельно Харьковской улице. Схема:
До реконструкции Домашевского переулка в участок кольца эстакады здесь не было: относительно частые грузовые поезда перекрывали проезд для автомобилей в одноуровневом пересечении. Конечно, когда Домашевский стал шестиполосной улицей, понадобилось развести машины и вагоны в разные уровни. Решение вышло забавным: путь проходит над кольцом под острым углом, поэтому перекрытия для моста требовались нестандартные — либо монолитные, либо сборные металлические.
Голь на выдумку хитра! Перекрытия самые обыкновенные железобетонные, но мост в профиле построен лесенкой — так длины перекрытий хватило, хотя и понадобилось их очень много. Неужели все равно дешевле?
Первое предприятие по маршруту принадлежит «Минскремстрою», это так называемый «Завод строительных изделий». Многофункциональное производство, занимающееся изготовлением оконных рам, арматуры, пиломатериалов, бордюров, плитки и монтажом всего этого добра на объектах капитального строительства и ремонта. Выглядит завод грустно, но не сдается:
Взгляд с насыпи назад. Виден жилой комплекс «Парус» по центру и бизнес-центр «Рам-глобал» на улице Клары Цеткин (справа).
На Харьковской около подстанции «Скорой помощи» вырос здоровенный многоуровневый паркинг. Не совсем понимаю, для кого он в этой глуши, но пусть будет!
Железная дорога же углубляется в выемку. Слева наверху всякие промышленные строения в тупичке улицы Куприянова, ничего интересного.
Долго крутил старые карты, чтобы понять, какая сюда стекает историческая речка, но так и не понял. Местность до застройки представляла из себя группировку маленьких болот, их остатки это, например, парк Мухля и пруд в нем.
Путь выходит к 3-му Загородному переулку. Он одновременно является основными воротами на территорию базы «Облкоопторга», но проехать переулок из конца в конец не получится — где-то посередине дорога прерывается пешеходной лестницей. В противном случае здесь был бы адский поток машин, так как переулок значительно сокращает путь от Харьковской на Либкнехта. Кому интересно, лучше рассмотреть карту, чтобы стало понятнее.
На территорию базы ответвления железки нет.
Ручная стрелка:
Взгляд назад:
Взгляд в сторону Харьковской улицы:
Стрелка нужна для перевода составов на «ус», обслуживающий крупную котельную, подающую тепло в дома многочисленных кварталов вокруг. Так как тепло в Беларуси в основном вырабатывается благодаря сжиганию природного газа, пути нужны лишь для запасов мазута, используемого в качестве резервного топлива. В общем, стрелка имеет стандартное положение, исключающее заезд на котельную — поезда по умолчанию следуют дальше.
Взгляд назад:
Красота!
Кипяточек прокачивается по магистральному трубопроводу в квартиры трудящихся, чтобы они могли принять душ после тяжелого трудового дня у доменных печей!
Карта говорит, что в этом здании находится автомойка ОДО «Лакрима». Тут я должен сказать, что латинское lacrima переводится как слезы…
После Бетонного проезда путь идет вдоль забора «Строймаша» (производство строительного оборудования) и несколько странной конструкции, возведенной для компенсации обрыва — конструкция нужна для парковки центрального офиса «Белагропромбанка», которая просто не помещалась бы на выделенном участке.
Наконец путь подходит ко второму кольцу, а пересекает его в полноценном тоннеле, наверное, единственном «более или менее» тоннеле для поездов на территории страны. Благодаря тому, что пути здесь идут в кривой, можно выловить пару ракурсов, где не виден свет в конце — полное ощущение длинного проезда под землей.
После второго транспортного кольца и короткой санитарной зеленой зоны за ним пути наконец приходят в обширную промзону в границах улиц Глаголева-Гурского. Собственно, здесь и сгруппированы основные потребители железной дороги.
В промзоне все по-взрослому, включая автоматические стрелки — ручными уже не обойдешься, движение активное.
Пешеходный переход к заводуправлению «Дормаша» (структурно входит в «Амкодор»):
Сигнальный знак: машинист локомотива обязан подать звуковой сигнал при проезде.
«Ус» на территорию МАПИД для подвоза сырья:
Ничего не знаю про производство стройматериалов, могу только предположить, что передо мной какой-то огромный миксер:
Станция в основном используется МАПИД и заводом строительных материалов. Довольно много вагонов в отстое:
После станции пути продолжаются еще немного к паре небольших предприятий, но меня наконец заметили — вдалеке из будки вышел важный усатый охранник и принялся делать вид, что ему захотелось закурить. Пришлось ограничиться парой снимков вокруг и ретироваться…
Впрочем, наслаждение уже было получено, а до тупика я не дошел всего несколько сотен метров.