В 2013-м году Минская кольцевая автомобильная дорога была передана в коммунальную собственность столицы и официально стала улицей (возможно, одной из самых, если не самой, длинной в мире с ее 56 километрами протяженности). Это был бы чисто технический момент, не представляющий никакого краеведческого интереса, но через некоторое время на МКАД как на улицу начали привязывать адреса новых и существующих строений. Их мало, буквально несколько штук на город, причем обнаружить не так и просто, только тщательным перебором участков на публичной кадастровой карте. В одном случае аншлаг с номером здания и названием улицы вывешен на фасад, в других приходится продираться через лесные заросли у аэродрома Липки, чтобы сфоткать искомые объекты. Короче, смотрим на «улицу Минская кольцевая автомобильная дорога» и ее «застройку».
Все знают, что границы Минска не совпадают с МКАД — есть Уручье, есть Шабаны, промзоны Колядичи и Западный, а также малоосвоенные земли юго-востока города. Однако по большей части кольцевая и есть граница города, проведена она по внешнему контуру, по насыпи проезжей части. Кроме того, в состав города включены все развязки на МКАД:
Внутри одной из таких развязок, конкретно на выезде с Долгиновского тракта в папернянском направлении, построено два здания административного назначения с адресами улица МКАД, 301 и 303. Офисная стекляшка возведена силами компании «Стратег», известной освоением участка под две высотки на площади Богушевича:
Здесь разные арендаторы, парковка, в общем, ничего особенного, кроме того, что сюда можно вызвать такси, указав адрес «Минская кольцевая автомобильная дорога, 301» (я пробовал, чем вызвал искреннее удивление водителя):
Рядом коробка складского вида с глухими стенами из сэндвич-панелей. Тут магазин импортера «Чистый Берег», шоу-рум «Алютеха», продавца отопительных систем и какого-то СТО. В общем, такой джентльменский набор для арендаторов в промзоне:
Однако здесь нашелся единственный аншлаг с указанием искомого адреса, а также адрес на двери магазина. Краеведческая находка!
Тщательное изучение кадастровой карты показало, что назначение адресов на МКАД делалось специалистами по землеустройству крайне неохотно. Внутри кольца таких адресов (четных) вообще нет, нечетных всего несколько штук. Если же граница города проходит в стороне от строения, то и, соответственно, привязка уже к другому населенному пункту или просто сельсовету. Например, известный бизнес-центр S.Union в Шабанах — он на самом деле имеет адрес Новодворский сельсовет дом №40.
Для следующей точки я переехал к началу Липковского проезда, что ведет на аэродром через лес. Это 5-й километр МКАД в районе Степянки:
Но идти нужно не по проезду, а свернуть на еле видную в густой траве колейку, соединяющую его с одноименной улицей:
Трудно представить, но вот эта тяговая подстанция имеет адрес Минская кольцевая автомобильная дорога, 13:
А соседняя — №11В:
Какая-то развалина в кустах уже без адреса:
Третья ТП в ряду уже на Липковской улице, 8, четвертая — на Липковском переулке, 5:
По адресу МКАД, 21 (аэродром Липки) находится складской комплекс «Белпромстрой» (там, в частности, логистический узел Wildberries), неподалеку гаражный кооператив МКАД, 17А/1. Уже у Ангарской глубоко в лесу, что ограждал когда-то город от военного полигона, есть «здания» с номерами МКАД, 33 и далее влоть до 53 — все это будки водозаборного канала, питающего прилегающие районы.
Все, больше ничего найдено не было!