Лично на мой взгляд ситуация с парковками в минских дворах качественно меняется… Нет, чудес не бывает, все по-прежнему сложно и впереди еще долгий путь к комфортным пространствам для жизни. Однако совместными усилиями минчанам удалось сдвинуть с места скалу водительского беспредела и пофигизма к окружающим: особо нагло кидать бричку уже зашквар, а скоро будет еще лучше. Пост-бродилка по Малиновке с объяснением, почему изменился тренд.
Малиновка в плане парковок не хуже и не лучше других районов Минска, просто она мне была удобнее в день прогулки. Единственное, я позволил себе выбрать конкретные кварталы — ими стали 4-й, 5-й и 6-й.
Этот кусок района строился в 80-х, поэтому серии домов и элементы украшений фасадов расшарены и на кварталы того же возраста — например, Уручье. Неопытный человек в каком-нибудь онлайн-тесте и не отличил бы :)
Ну и, разумеется, стандарты дворов тоже из 80-х, когда машин было значительно меньше. Проблемы одинаковые у всех: приткнуть тачку под окном получается далеко не всегда, но хочется. От этого переполненные площадки, нарушения. Тем не менее, я повторюсь еще раз, по моим ощущениям ситуация стала улучшаться, хотя автомобилизация населения продолжает расти.
Что же изменилось? Пока Минск не дозрел до платных парковок во дворах, более или менее работают другие инструменты. Так или иначе, не нытьем так катаньем, однако шевелятся коммунальники хотя бы через 115.бел и часто сподручными средствами, но ограничивают заезд на зеленую зону. Смотрится нелепо, но проблема здесь на самом деле в отсутствии общего бюджета дома на такие дела. У ЖЭСа, ясное дело, денег нет никогда.
Физическая модерация пространства — суперэффективный инструмент, простой как грабли с одной стороны, и имеющий отложенный педагогический эффект с другой. Привыкая оставлять машину только там, где это возможно (при том, что на тротуарах должно быть невозможно), водитель рано или поздно как любой человек на свете выработает условный рефлекс. Полезно!
Столбики, тумбы, цепочки, клумбы повсеместно проникают во дворы. Это работа с конкретными заявками от жителей, и это работает.
Почти всегда.
Надо еще научиться их ставить с правильной стороны тротуара :)
Второе. Город потихоньку увеличивает площадки под парковки во дворах. Это не слишком здоровый процесс, и он в конечном счете не снимает проблему полностью (эффект следующий: любое пространство будет заполнено под завязку, так как спрос на машиноместа под окном не удовлетворен повсеместно), однако, опять же, имеет педагогический эффект. Чем больше места для машин, тем сложнее самому себе и соседям объяснить, зачем ты закатил машину чуть не в подъезд.
Третье. Самоорганизация! Парковки в два слоя, в три слоя, с подпиранием тачек — это, конечно, такое себе вообще, но если работает на общий результат, то пусть пока будет.
Четвертое. Значительно сузился коридор неодобряемого поведения. Бросить машину совсем-совсем нагло, как это было раньше, когда их закатывали аккурат под входные двери или на детскую площадку, значит практически 100% попасть в новости на Onliner. И потом обтекать с комментариев, чувствовать ухмылки жителей двора, а может даже и прямые высказывания.
Открыто обсуждаемая проблема на конкретных примерах по-прежнему важна для нашего молодого общества, и мы взрослеем все вместе, учась на ошибках.
Увы, пока еще можно оставлять тачки так — на это не жалуются ни в СМИ, ни копам:
Не все еще научились, что оставлять машину так, чтобы она ухудшала видимость пешеходам и водителям, категорически плохо и пока непонятно, сколько еще должно быть озвучено прилюдно приговоров за последствия таких парковок… Подобное оставление машины должно вызывать осуждение, а затем звонок в ГАИ и эвакуацию немедленно.
Должно еще выгореть какое-то количество квартир, чтобы общество приняло на себя обязательства соблюдать пункт ПДД, запрещающий стоянку со стороны здания.
Но главное пятое: весь тот положительный тренд, наметившийся в спальных районах, говорит о растущих требованиях к самим себе со стороны автовладельцев. Иногда под давлением, где-то добровольно, не знаю. Факт налицо — становится лучше, хотя до победы еще очень далеко.
Не спугнуть бы.