Минская маршрутка, капсула смерти

Минская маршрутка, капсула смерти
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Я часто езжу на маршрутках по Минску, хотя и не люблю их. Почему езжу? Коммунальный общественный транспорт нашего города, к сожалению, не может закрыть все потребности в передвижении, оставляя зазор для появления частных микроавтобусов. Они зачастую быстрее, имеют оригинальные маршруты и лучший интервал — маршрутка вообще всегда признак недостатков «большого» транспорта. Да, и пользуясь ими, я давно заметил, конечно, не только недостатки, но и настоящие опасности. Минские маршрутки иногда просто капсулы смерти, летящие с превышением скоростного режима, со стоящими пассажирами и, думаю, не без технических проблем под капотом и с очень уставшим водителем за рулем. Возвращаясь из магазина Woodberry.by на днях, мне показалось любопытным открыть навигатор и скриншотить скорость, с которой передвигается микроавтобус по главным проспектам города. Антирекорд — 83 км/ч!

Почему маршрутка зло? Потому что маршрутка существует в тонком зазоре между платежеспособным спросом и рентабельностью услуг. Этот зазор в бедных странах слишком тонок: вместиться в него возможно лишь с многочисленными нарушениями — и это не только прием наличных без чека и уход от налогов, но еще и переработки водителей, недостаточное техническое обслуживание автомобилей и, разумеется, провоз пассажиров сверх нормы на повышенных скоростях. Особенно ярко это проявляется там, где владельцы маршрута сознательно идут на конкуренцию с коммунальным транспортом в части цены, рассчитывая на постоянно высокую загрузку салона. Машины идут одна за одной, цена проезда рубль, других правил нет.

Какое-то время назад у меня возле дома начал работу маршрут №1119, он идет от станции Ждановичи в одноименном агрогородке до Степянки. Сначала по проспекту Победителей, затем по Независимости, потом Филимонова, Радиальной и Ваупшасова. Крутится довольно густо по городу, так как состоит даже не из двух, а из трех плечей — думаю, основные группы пассажиров перемещаются от Ждановичей и Веснянки до ГУМа, затем вдоль проспекта, а после уже от метро до Степянки. В общем, маршрут сделан разумно.

Водить 1119-ю маршрутку большое искусство. Водители постоянно отмечают, на сколько секунд (!) они отстают или опережают график, общаются друг с другом по рации, чтобы держать четкую дистанцию и, конечно, постоянно в напряжении из-за сложной дорожной обстановки. Немалая часть маршрута проложена по одним из самых загруженных улиц города, где полно заторов. А затор означает только то, что набегающее опоздание приходится компенсировать. Кроме того, ожидание затора подстегивает водителей заранее набирать некий запас по времени.

На фоне низкой цены и привлекательности маршрута получается крутой замес. Постоянно переполненные салоны со стоячими (то бишь нелегальными) пассажирами, огромные скорости на перегонах, опасные маневры.

Магазин Woodberry.by на Филимонова, 22 лежит ровно на маршруте 1119-й, поэтому я пользуюсь ей, когда нужно съездить к ребятам поговорить о делах. На прошлой неделе мне пришлось дважды гонять туда-сюда и однажды я чуть не стошнил из-за резких передвижений микроавтобуса. Поэтому в вечерний час-пик просто наскриншотил экран Яндекс Карт, где показывается скорость…

Ах, да — при следующем наполнении салона:

Первый раз у водителя получилось разогнаться на проспекте Независимости между парком Челюскинцев и академией наук:

Формально, конечно, он еще не должен получить штраф за превышение, но в районе цирка чел легко пробил 70 км/ч:

Скоростной участок между гостиницей «Юбилейная» и стелой (в салоне не менее 25 человек):

Благодаря тому, что никто не просился на выход, маршрутчик жал гашетку в пол:

И на развязке с Орловкой пробил 80 км/ч! То есть у него там на спидометре было под 90. Неплохая ответственность за пассажиров, которые стоят в проходах?

Разумеется, примерно так же ведут себя и остальные маршрутчики, если опаздывают, если на линии высокая плотность машин, а в городе заторы.

Я даже не хочу представлять, что будет с пассажирами в этой капсуле смерти в случае ДТП на такой скорости, хотя даже не это самое страшное.

Что самое страшное: власти прекрасно знают, с какой скоростью передвигаются микроавтобусы по городу, потому что все без исключения машины оборудованы GPS-трекерами с отдачей данных в единый центр управления.

Знают и ничего не делают.

Хорошей недели!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎