Великий поход по улице Маяковского. Вторая серия: застройка у камвольного комбината

Великий поход по улице Маяковского. Вторая серия: застройка у камвольного комбината
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Поход по улице Маяковского и ее окрестностям мне показалось логичным разбить на две части, потому что у магистрали как раз два «лица»: от Аранской до Денисовской оно в основном сложено «китайской стеной», супердомом на тысячу квартир по четной стороне, а примыкающие к «Камволю» кварталы куда более старые, они буквально последние штрихи сталинского неоклассицизма в Минске, заселенные незадолго до перехода к «экономной экономике». Однако Маяковка не была бы Маяковкой, если бы за однородными фасадами не прятала винегрет стилей и эпох. В бой.

Улица после преодоления развязки с Денисовской, становится более однородной. На этой развязке наиболее яркое здание у торгового центра «Корона-Сити», расположенного на месте бывшего автобусного парка №1. На другой стороне однообразные кирпичные дома, включая довольно длинную многоэтажку с адресом Маяковского, 154.

В ее арку любопытно зайти хотя чтобы посмотреть на одну из редких «домовых» церквей Минска.

Храм Саввы Освященного занимает несколько помещений в бывшей жилой двухэтажке, теперь наполненной офисами и конторами.

Дальше по улице. На нечетную сторону выходят дома офицерского состава войсковой части 5448, включая два корпуса, вплотную примыкающих к проезжей части. Строили их незадолго до расширения магистрали, поэтому выглядит это еще более странно, чем могло бы. Жителям многоквартирников могу только посочувствовать.

Взгляд в сторону Лошицы. Административная высотка первоначально принадлежала Минскому экспериментально-конструкторскому технологическому бюро кожгалантерейной и фурнитурной промышленности Минлегпрома СССР. Теперь это ОАО «ЭКТБ», и оно до сих пор производит сумки под торговой маркой Strength, однако здание заселено миллионом мелкого бизнеса.

Ну а это створ Солнечной улицы, наиболее торжественная часть жилого массива, являющегося спутником «Камволя». Возведены эти дома во второй половине 50-х годов:

Расположение центрального ядра квартала на отдалении от проходной предприятия и без какой-либо архитектурной связки с ним, кажется, следует объяснять ролью самой улицы Маяковского, являющейся центральной магистралью всего района — то есть в голове архитектора улица была «главнее» комбината. Кроме того, Солнечная исторически являлась улицей от станции железной дороги к жилым массивам.

На аэрофотосъемке 1964-го года видно, что «сталинки» прикрывали океан частного сектора (кругом обведен перекресток Маяковского и Солнечной):

А на спутниковом снимке 2001-го Солнечная представляет собой вытянутый сквер, кажется, должный перекинуться на нечетную сторону Маяковской и дойти до реки. Может, когда-то так и планировалось… Кругом здесь я обвел три «сталинки», снесенные под расширение магистрали. Сквер Солнечной был выпилен вместе с массовым сносом частного сектора.

На Солнечной:

Реконструкция общаги в жилой дом:

Во дворе нечто, превращенное в набор контор. Теперь тут страховая, парикмахерская и что-то еще.

Вкрапления высоток из разных эпох: есть и 80-е и 90-е.

Поликлинка №11, бывшая медсанчасть «Камволя»:

Это медучреждение стоит на Великоморской улице, параллельной Солнечной. Великоморская — одна из топонимических загадок Минска — калька с белорусского «Вялікамарская», фактически Большой Морской. Большой (Великой) она стала, вероятно, с расширением еще в XIX веке, а вот что за «море» заложено в ее основу — вопросец… Есть инфа, будто улица была Маргской, но язык сделал свое. Впрочем, Маргская — это как понимать?

Свернул на Козыревскую, вернулся на Солнечную. Здесь в основном выкорчевывался частный сектор в нулевых и десятых годах, сносилось очень много усадеб, зачастую весьма старых. Козыревская — в память о деревне Козырево, а деревня Козырево в память о ее основателе инженере Козыреве, строившем железную дорогу.

Впереди разворотное кольцо автобусов, а вдалеке высотки Минск-Мира:

Повернулся назад. Где-то там за горизонтом Маяковка:

54-я школа:

и 29-я начальная школа (редкий зверь — четырехлетка):

Небольшая Партизанская улица идет параллельно железной дороге, причем ее четная сторона остается тем самым частным сектором, что расстилался здесь на огромном пространстве. Не снесен он лишь из-за отсутствия какой-либо ценности земли: высотки на ней не поставишь из-за близости к путям.

Но если по каким-то причинам дом «пропадает» (нет наследников, нет притязаний на участок и так далее), то под застройку пятно, конечно, уже никто не отдаст. Вот здесь, например, пятно «занято» антенной сотовой связи:

Многоэтажки с нечетной стороны Партизанской. Им присвоены номера по перпендикулярным Авроровской и Балтийской улицам, что может говорить о планах по полному исчезновению Партизанской в будущем:

Вдоль промзоны «Камволя» идет Бородинская, где намешаны и малосемейки 80-х, и двухэтажки 50-х, и общаги 70-х:

Кадр на малюсенькую улочку имени Марата (но не Казея, а Жан-Поля):

Общаги:

И, собственно, комбинат:

Все!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎