Трамвай на Автозавод: как это было (и почему его убрали)

Трамвай на Автозавод: как это было (и почему его убрали)
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Максимальная эксплуатационная длина трамвайной сети Минска состоялась где-то в конце 60-х годов и с тех почти только усыхала. В целом процесс практически остановился, но это скорее потому, что усыхать дальше некуда: последним «выключенным» участком стала тупиковая ветка по Октябрьской улице. Последней же действительно крупной утратой стала линия на Партизанском проспекте, прослужившая минчанам 37 лет с 1953-го по конец 1990-го. Она была демонтирована в связи со строительством метро и уже точно никогда не вернется. Давайте же смотреть старые снимки, изучать, где шел трамвай и какие маршруты обслуживали линию.

Трамвай пошел на юго-восток Минска очень рано. В первые послевоенные годы линия из центра дотянулась до Тракторного завода и почти сразу к автомобильному. Несмотря на то, что Минск в этих местах был слабо освоен жильем, крупные предприятия требовали устойчивых транспортных связей, а обеспечить их мог только трамвай. Обсуждаемый участок линии между современными станциями метро «Партизанская» и «Автозаводская» начал обслуживать пассажиров в 1953-м году.

Схождение улицы Долгобродской с Партизанским проспектом было организовано иначе. Она сливалась с площадью перед еще несуществующим универмагом «Беларусь» под углом в 45 градусов, и точно так же шел трамвай. Коридор той улицы между гостиницей «Турист» и универмагом просматривается до сих пор. Обозначил его на карте схематически:

Изменения наступили в связи со строительством гостиницы и возведением путепровода через проспект на Плеханова и дальше в Серебрянку. Чтобы гостиница не осталась на островке посреди нагруженных улиц, старая трасса Долгобродской была закрыта и превращена в парковку. Трамвай переброшен по другую сторону «Туриста» и под прямым углом завернут на проспект. Вот здесь еще видны рельсы по пока еще действующей Долгобродской:

Здесь мы видим старую улицу уже парковку (1979-й год):

А тут новую схему трамвайной линии:

Вот то самое место у «Туриста», где вагоны сворачивали на проспект, спускались по склону путепровода к площади универмага и шуровали дальше по нечетной стороне Партизанского:

Вот так!

После закрытия ветки стрелка у отеля еще долго оставалась укатанной в асфальт. Пара рельс виднелась и здесь, где уже парковка:

Поворот на Партизанский с другого ракурса:

Линия проходила довольно плотненько к проезжей части, оставляя людям на троллейбусной остановке лишь небольшой островок. Я хорошо это помню из детства.

Теперь:

Разумеется, линию можно было сохранить и на время строительства метро, например, вывести ее на середину тогда еще полупустого проспекта. Однако время наступило непростое, экономить приходилось на всем, так что рельсы убрали, изначально «временно», пока не заработает подземка.

Сама станция метро легла под тем самым аппендиксом старой трассы улицы Долгобродской, в связи с чем уже окончательно исчезла парковка, а теперь там остался лишь пешеходный тротуар.

А было бы так:

Примерно те же места сейчас:

Снимок из 1973-го года:

Из 1966-го:

Трамвай доходил до перекрестка Партизанского проспекта и Радиальной улицы, делая петлю там, где сейчас заправочная станция «Газпромнефть». Она, к слову, примерно и стоит на месте будки диспетчерской.

После завершения строительства метро в 1997-м году разговоров о возвращении трамвая в прессе не велось, либо я этого не помню. Но я хорошо помню, что опоры контактной сети стояли на своих местах вдоль разобранной линии еще несколько лет вплоть до нулевых. И только когда их наконец демонтировали, стало понятно — трамваю больше не быть.

На линии работало три маршрута: №6 на Зеленый Луг, №7 на вокзал и №9 в Серебрянку.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎