С какой скоростью в Минске строят метро? В каком году будут достроены все линии?

С какой скоростью в Минске строят метро? В каком году будут достроены все линии?
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

С введением в эксплуатацию первого участка третьей линии метро Минск перевалил через экватор в деле строительства подземки: сейчас в городе 33 станции, а самые дальние планы предусматривают 64 штуки — с продлением первых двух линий, с достройкой третьей и замыканием кольца четвертой. Но будущее не предопределено. В чем будет нуждаться Минск через несколько десятилетий? Каким будет уровень автомобилизации? Экономической активности? Где расположатся новые центры притяжения масс и какие из существующих потеряют свое значение? Увы, ответить на эти вопросы невозможно — поживем-увидим! Но можно взять и посчитать, сколько еще нужно лет, чтобы завершить текущие планы без учета непрогнозируемых факторов, и этим я и предлагаю заняться прямо сейчас.

Путь до метроэкватора столица проделала за 43 года, то есть примерно по 16 месяцев на каждую станцию. В мае 1977-го официально была забита первая свая, а 6 ноября 2020-го открылись двери третьей линии. Если скорость останется прежней, Минску понадобится 83 года, чтобы завершить всю систему, а, значит, финальная станция будет открыта в 2060-м.

Скорость строительства метро не является константой. Разумеется, первым делом она зависит от объемов финансирования. Также играет роль градостроительная ситуация и объем подготовительных работ, наличие водных преград и необходимость принимать нестандартные решения.

Сроки возведения станций и перегонов можно посчитать разными способами, например, по временным интервалам, равным 10 годам. Да, не будут учтены заделы, созданные в предыдущем интервале, однако, с другой стороны, заделы делались в каждой из декад, так что такой способ выглядит корректно.

В период 1980-1989 Минск получил 9 станций, в 1990-1999 — 10, в 2000-2009 — 6, в 2010-2019 — 4, в 2020-2029 — 4 (+7 прогнозируется). С этой точки зрения текущее десятилетие имеет все шансы стать самым продуктивным в вопросах сооружения подземки!

Посмотрим, как быстро город управлялся с запуском первых участков на каждой из линий. Для «Московской» понадобилось чуть более 7 лет (86 месяцев), но поезда поехали сразу по 8 станциям от «Института Культуры» до «Московской»: таким образом в среднем станция и перегоны к ней требовали от специалистов чуть более 10 месяцев на возведение.

Вторая линия открылась с пятью станциями от «Тракторного» до «Фрунзенской» без «Первомайской», от первого ковша 25 апреля 1983-го до пуска под новый год 1990-го прошло 92 месяца или почти по 18,5 месяцев на станцию. С «Первомайской», которая не поехала из-за форс-мажорных обстоятельств, срок сокращается до 15.

Третью линию начали разрабатывать в феврале 2014-го, двери четырех станций открылись в ноябре 2020-го. Это 80 месяцев, то есть 20 месяцев на станцию… Скорость уже упала в два раза по сравнению с восьмидесятыми годами XX века.

Но не все так однозначно. Я считаю наиболее точным способ подсчитать скорость строительства метро такой: сложить время каждой из очередей по каждой из линий и высчитать среднее значение. Почему так? Потому что это позволит снизить влияние разных политико-экономических эпох, наложения периодов строек одних на другие, а еще вынести за скобки различную сложность участков, необходимость строительства вспомогательных объектов. Например, и для второй, и для третьей линии нужны были свои тяговые части, дополнительные служебно-соединительные ветви и так далее, для всех — оборотные тупики. Пассажиру все равно, но без них метро не поедет!

Получается вот что. Первая линия потребовала 269 месяцев строительных работ на 15 станций, это почти 18 месяцев на каждую. Вторая строилась 258 месяцев, на ней 14 станций, значит, каждая нуждалась чуть менее, чем в 18,5 месяцев работ. Третья, напомню, на текущий момент потребовала 20 месяцев на станцию, но, так как я теперь верю в запуск еще семи штук до 31-го декабря 2029-го, то общий срок дойдет до 190 месяцев, а число станций до 11 — это 17,2 месяца на каждую. Задержат на год участок до Бангалор, то есть до 31 декабря 2030-го? Выходит 18,3 месяца.

В общем, по всем признакам, Минск управляется со станцией в среднем за полтора года и закончит всю систему примерно в 2067-м к своему тысячелетию. Теперь у меня есть жизненный план…

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎