Новая линия метро в Минске. Что с ней не так

Новая линия метро в Минске. Что с ней не так
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

7 ноября 2020-го года в Минске открылась линия метро, впервые отрисованная на схемах в 1977-м, а по некоторым сведениям даже раньше. В будущем она должна связать Курасовщину и Зеленый Луг через центр: в пределах второго транспортного кольца подземка уже идет под Жуковского, площадью Францишка Богушевича, Южной площадью (в народе — Дружная), улицей Сухой. Дальше будет Мельникайте, Машерова, Богдановича, плошадь Бангалор. Существенное изменение на этом пути случилось только одно: перенос станции «Вокзальная» с Привокзальной площади на Южную — в конечном счете оно было сделано для удешевления проекта. Я слежу за строительством минского метро более 20 лет, впервые осознанно поехав на открытие «Автозаводской» и «Партизанской» в 1997-м, и, само собой, истоптал десятки километров вдоль площадок первого участка третьей линии, выпустив кучу постов в блог. Сегодня открытие, сегодня первые впечатления и выводы, что не так с этими четырьмя станциями.

Запуск третьей линии это и благо, и беда для города. У меня на этот счет был подробный пост пару лет назад, повторю основные мысли.

Конечно, лучше, когда есть инфраструктура, чем когда ее нет. Но третья линия обретет по-настоящему смысл только в полном своем варианте из 14 станций, что в самых благоприятных условиях потребует еще 12-15 лет ковыряний и какую-то прорву денег. Но вот что: у городских властей всегда будет соблазн прекратить стройку после доведения ее до Курасовщины и открытия депо — этот шаг видится логичным даже сейчас, а уж когда в стране окончательно не станет никаких денег, он будет попросту необходимым.

Второе. Третья линия метро всерьез запаздывает по сравнению с потребностями города. В те годы, когда о ней начали говорить, Курасовщина с ее огромным заводом «Интеграл» и массивы жилья Зеленого Луга действительно требовали метро. Понятно, не лишним оно будет и сейчас, однако пока все деньги уходят в подземку, без нормального транспорта остаются выросшие с тех пор районы-гиганты Сухарево, Лошица, будущий Северный (типа «умный город»). Они могли бы получить свое метро еще при СССР, но СССР развалился, и мы героически строим метро, потому что так завещали деды. Строим по чайной ложке в год, ведь нет денег — но зачем?

Пятой части бюджета участка из четырех станций третьей линии хватило бы на крутой трамвай в Сухарево. Еще столько же на трамвай в Лошицу. Без единого пересечения в одном уровне с другим транспортом, с современными вагонами и нормальной скоростью.

Даже третья линия могла бы быть трамвайной: в центре под землей, на окраинах по земле или на эстакадах. Зачем копать тоннели в районе Сельхозпоселка? Почему так важно спрятать поезда под землю в абсолютно новом районе «Минск-Мир», а не вписать их в экстерьеры квартала? Мало места на земле в Курасовщине?

Теперь о новых станциях по свежим впечатлениям. Приехал я на «Юбилейную», она ближе к дому.

Почему она выполнена в красных тонах, не знаю. Юбилейная площадь в Минске имеет историческое название, это не юбилей революции или какого-нибудь вождя, а дань памяти Никейского собора, прошедшего в Римской империи.

Отделка из металла, все блестит как на свадьбе :)

«Юбилейная» стала самой глубокой станцией минского метро, нижняя точка где-то на 30 метрах вниз. Эскалаторы поставили отечественные, причем два так и не смогли пока запустить (стоят разобранные), оставшиеся два хрипят, скрипят, дергаются, но едут. Экономика должна быть экономной!

В целом и «Юбилейная», и три другие станции красивее и лучше, чем все предыдущие станции новой волны начиная от «Пушкинской». Да, дешевые отделочные материалы, но куда больше теперь возможностей играть со светом, это спасает.

На линии работает три поезда сейчас, в будние, видимо, станет четыре. Синхрон с защитными дверями на платформе работает нормально, но медленно — процесс прохода станции теперь удлинился. Может, натренируются.

Поезда не попадают во внешние двери «красиво», всегда отсутствует симметрия. Смотрится очень больно для тех, кто любит ровненько.

На «Площади Богушевича» не работают экалаторы, более того, говорят, их не приняли в эксплуатацию еще. Поражаюсь, как можно полгода налаживать оборудование и облажаться.

Выглядит станция хорошо.

Больше всех понравилась «Вокзальная». У нее очень широкая платформа.

Уровень ниже платформы уводит в переход на первую линию. Тут все плохо.

Как я уже писал выше, «Вокзальную» перенесли на Южную площадь, из-за чего пересадочный узел потребовал строительства двух переходных тоннелей огромной длины. В них установлены траволаторы (некоторые не работают), но этот переход 100% отвернет кучу людей от узла.

Он очень длинный и клаустрофобный.

Оба пешеходных тоннеля сделаны односторонними: по одному поток в сторону «Вокзальной», по другому в сторону «Площади Ленина». На «Площади Ленина» нельзя просто спуститься под платформу вниз, чтобы попасть на «Вокзальную», нужно подняться в вестибюль и уйти в отдельный проход. Сейчас это вообще не читается никак, стоит человек и всех поправляет. Есть еще цветовое обозначение порталов тоннелей — зеленое и синее, но тут сходу не догадаешься тоже.

Ну и «Ковальская Слобода». Самая маленькая станция, самая скромная. Люблю односводчатые станции, но не люблю отделочные материалы с «Алиэкспресс».

Добавить к ней нечего, как говорится, пусть будет.

Людей сегодня на линии было много, но, конечно, в обычной эксплуатации их будет существенно меньше. С присоединением к Курасовщине станет лучше, но в любом случае это уже неоправданно долгая и дорогая стройка. Пока город достроит третью линию, потребности у него могут быть вообще другие.

Странно это все.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎