Можно примерно прикинуть, когда дойдет очередь до строительства четвертой линии минского метро: при существующем уровне финансирования до Бангалор подземка придет к 2030-му, до Зеленого Луга не позднее 2035-го. Тогда же можно ожидать разработки первого участка кольцевой; он, похоже, проляжет в наиболее востребованном месте будущей линии от Тракторного завода до упомянутой Бангалор через Уральскую, Платонова, Дом печати и Сурганова. Интересно, что именно этот отрезок плюс перегон к автовокзалу «Восточный» — единственный участок пока далекой четвертой линии, никогда не изменявший трассировку. Все остальное было вариабельно: за годы оформления мыслей в перспективные схемы каких только идей не выплескивалось на бумагу! Давайте на них и посмотрим.
Сразу скажу, я рассматриваю в этом тексте только те идеи, которые предлагались на официальном уровне — от городских властей, от метрополитеновских проектировщиков и прочих специалистов. Чистые фантазии в посте не рассматриваются за исключением одной (больно уж хорошей) в самом конце.
Эта схема составлена еще в середине 70-х годов XX века накануне начала строительства первой линии. На ней нет четвертой, но вторая на обоих концах ветвится: на юго-восточной стороне примерно от теперешней «Партизанской» начинается аппендикс в Серебрянку и Чижовку, а на северо-восточной от условной «Пушкинской» уходит тоннель до Масюковщины.
Эта схема нам говорит о том, что нужда в четвертой линии просматривалась уже тогда — еще очень приблизительно, даже не в полноценном виде, но все же.
Впервые схему с четырьмя линиями я увидел в «Белорусской энциклопедии». Учитывая, что на схеме строящимися обозначены участки до «Каменной Горки» и «Могилевской», создана она в промежутке между 1997-м и 2001-м годами. Тут подтверждается курс на Серебрянку и Чижовку, но, вместе с тем, линия впервые выходит под восточную сторону второго транспортного кольца, а затем убегает на север города в коридоре Долгиновского тракта:
На долгие годы именно этот вариант превалировал над остальными. Менялись только нюансы, причем касались они всегда северной стороны. Вот трасса перекинута с Нововиленской в Веснянку в район футбольного манежа:
Вот ей добавлено две станции до Дроздов и Ждановичей:
А тут, наоборот, протяженность сокращена до Бангалор:
Впрочем, довольно быстро линия была «возвращена» в Веснянку, что обуславливалось необходимостью создания мощных транспортных связей для комплекса «Минск-Арена». Эта схема появилась в ролике от «Минскметропроекта»:
В этом же ролике обозначалась необходимость в будущем замкнуть четвертую линию в кольцо. Таким образом это кольцо получало аппендикс в Чижовку (впервые возникший, напомню, еще в 70-х):
Кольцевая линия оказалась удачной идеей и уже вскоре была объявлена официально. С корректировками: пролегла она почти строго под вторым транспортным кольцом, то есть без захода в Веснянку (разумно, ведь там есть городская электричка) и с отсыханием аппендикса в Чижовку (очень жаль):
Этот вариант не просто перспективный, он в каком-то смысле уже начал реализовываться. Еще не введенная в эксплуатацию станция «Аэродромная» третьей линии в микрорайоне Минск-Мир имеет предусмотренные заделы под пересадку на четвертую. Таким образом главный перекресток комплекса получит в будущем мощнейший транспортный узел.
Ну и последнее, фантазийное. Какой-то интернет-рисовальщик придумал схему минского метро сразу с шестью линиями, чтобы точно хватило всем. Нет, городу столько метро не нужно, но мечтать ведь никому не запрещено :) Помечтаем: