С интересом узнал, что минская кольцевая автомобильная дорога далеко не всегда имела обозначение М9, а, скорее всего, получила этот статус только в 2001-м, либо 2002-м годах, когда проходила ее реконструкция и расширение. Еще на карте 1995-го, например, шоссе обозначается как Р1 — после этот номер перешел дороге Минск — Дзержинск, то есть старому участку главной магистрали страны, получившей юго-восточный обход столицы (теперь участок МКАД-2, она же М14). Про минскую кольцевую до реконструкции известно очень мало, снимков вообще жалкая горстка, но мне все равно показалось интересным покопаться в истории дороги и собрать вместе всю доступную фактуру.
МКАД имеет протяженность 56,2 километра, это предпоследняя по длине магистраль международного значения в Беларуси, короче только М2 в аэропорт. Эта же дорога — на аэропорт и «на Москву» в период до ввода в строй «олимпийки» М1 — является точкой отсчета километража. Не удивительно, что МКАД «москоцентрична», нулевой ее километр расположен на развязке с проспектом Независимости на подъезде к Уручью.
Вот эта развязка до реконструкции. Вперед уходит будущая М2, пока еще М1. Слева лепесток съезда с кольца, дальше в кадре поля будущего микрорайона Уручье:
Строилась МКАД в период 1956-1963 годов, строилась, как и все в СССР, долго и трудно. Кольцо связало 8 радиальных направлений, но не имело многоуровневых развязок. Въезд в Минск со стороны Слуцка, это уже куда более поздние времена, судя по наличию микрорайона Курасовщина-1:
В 1980-м году МКАД получила первый этап расширения, став на одном из участков четырехполосной. Кроме того, появились многоуровневые развязки, но рост автомобильного трафика потребовал организации светофорных объектов. Судя по старым картам реконструкция точно прошла в секторе между выездом на Могилев и выездом на Слуцк — именно этот участок был тогда и, вероятно, является сейчас, самым загруженным.
А это подход к нему со стороны Ангарской и Уручья в районе Байкальской улицы, наверное, наиболее известный «исторический» снимок МКАД. Теперь тут развязка, а тогда был скромный поворот в деревню Большое Стиклево:
Не МКАД, но рядом, улица Герасименко. Только сдан в эксплуатацию микрорайон Ангарская-2:
Здесь на снимке строительство многоэтажек в Чижовке. На переднем плане минская кольцевая автомобильная дорога в ее изначальном исполнении, в две полосы:
Это тоже Чижовка. Идет укладка полотна улицы Уборевича, дальше виден створ Ташкентской, а слева МКАД. Здесь должна была быть расположена двухуровневая развязка, но ее последовательно отменяли на протяжении нескольких десятилетий, от чего страдает выезд на Новый Двор, также не состоявшийся микрорайон города.
МКАД проходит в Курасовщине. Здесь любопытно отметить наличие маршрутного автобуса — они активно использовали кольцевую вплоть до 2002-го года, сейчас же выезд на МКАД является скорее исключением, необходимостью. Такая необходимость особенно острая в районе той же Курасовщины, где переезд через железную дорогу на Брест возможен либо через МКАД, либо аж по Железнодорожной улице. Нужен мост из Брилевичей на Корженевского!
Вот еще хороший снимок. Здесь пустырь будущего микрорайона Магистр. Вдалеке виднеются высотки у метро «Восток», ближе пирамидка общаги БНТУ. К слову, судя по картам, третья из пирамид строилась уже в 90-х годах. Это так? Для меня открытие.
В конце 90-х минская кольцевая пропускала до 20 тысяч автомобилей в сутки, что существенно превышало ее пропускную способность. Реконструкция повысила емкость шоссе до 85 тысяч, хотя сейчас на отдельных участках проезжает 110 тысяч — похоже, скоро потребуется очередное расширение.
Проектом заложена скорость движения в 120 километров в час в благоприятные погодные условия. Этот порог никогда официально не был достигнут, максимум разрешенной 100 километров в час, однако более трети водителей едут с превышением. Поначалу МКАД уносила 40 жизней в ДТП и столкновениях с пешеходами (хотя непересекающиеся переходы сделаны примерно каждый километр), затем это число снизилось до 10 по мере ввода в строй дополнительных мер безопасности.
Сейчас кольцевая только получает текущий ремонт, замену некоторых мостов и отдельных инженерных сооружений. Ее разгрузке поспособствовала МКАД-2 (М14), обозначившая пределы развития Минска будущего, как когда-то его обозначила МКАД-1.
Да, между упомянутым уже Магистром и съездом на улицу Илимскую оставлен для местных нужд кусочек старой кольцевой. Рудимент используется по назначению: