В субботу был в Степянке и на глаза попался тот самый мост, который единственный в городе мост, позволяющий пересечь железную дорогу на автомобиле в пространстве между МКАД и вторым транспортным кольцом. Другими словами, если вам нужно попасть в часть Минска за железной дорогой любого направления, вы неизбежно поедете либо по МКАД, либо по кольцам — первому и второму. Единственное исключение вот эта дырка на фотке, которую сложно назвать хоть сколько-нибудь значимой в городском масштабе. Были и другие пересечения, но в одном уровне — например, Нарочанская через рельсы на Лынькова — но их уже много лет назад убрали из соображений безопасности. Что ж это за магия такая, что в Минске не строятся переходы через железную дорогу? И где они должны быть?
Скорость развития дорожной инфраструктуры Минска на мой непрофессиональный взгляд недостаточна. Взять первое кольцо, вышедшее, наконец, на соединение двух разрозненных секторов с вводом в строй участка от проспекта Дзержинского до Московской улицы. Для этого соединения пришлось построить 2,7 километра трассы с двумя автомобильными и одной железнодорожной развязкой. Плюс полное обновление моста на Кальварийской у гипермаркета «Корона».
Сколько на это ушло лет? Пят-над-цать! Это какой-то невероятный срок, но как есть: сначала был сделан кусочек от Машерова/Тимирязева до станции метро «Молодежная», затем по Домашевскому переулку до Дзержинского, теперь вот до Московской. И кольцо по-прежнему не замкнуто — отсутствует здоровенный кусок от Аранской до Козлова.
Большинство необходимых городу переходов через железную дорогу предполагаются в трассировке третьего кольца и четвертого полукольца — можно сказать, полумифических городских магистралей, о строительстве которых ни слуху, ни духу. Не чужое мне молодечненское направление должно быть развязано с автомобилями на Радужной/Лынькова и Колесникова/Ратомской:
В отдаленной перспективе перейдет через железную дорогу Короля на Харьковскую и Бирюзова на Машерова — но это не относится к транспортным кольцам и в принципе предполагается реализовать через три тысячи лет:
Оршанское направление, единственное имеющее дырку под рельсами (на фото), можно считать обеспеченным развязками — дырку вроде как расширят, к тому же получат расширение близлежащие дороги.
В далекой перспективе улица Солтыса перейдет через железку, пробьет насквозь степянский лес и выскочит на улицу Кириллы Туровского, расположение которой полностью совпадает с трассировкой предполагаемой улицы:
Еще один проект на этом направлении, но уже в центре, увидят своими глазами наши праправнуки — это тоннель от Жуковского к Ульяновской, задуманный, наверное, при Брежневе:
Следующий участок затрагивает сразу два направления железной дороги — барановичское и осиповичское. И, главное, это вроде бы обозримая перспектива. Полностью новая дорога замкнет сектора третьего транспортного кольца, перейдя через железку в районе поймы Лошицы (Асаналиева, Минск-Мир) и минского мясокомбината. С одной стороны эта дорога вольется в Чижевских и дальше в Малинина, а с другой в переулок Софьи Ковалевской и дальше Алибегова.
Переоценить значимость дороги для города невозможно:
Наконец, в какой-то перспективе Корженевского перейдет над барановским направлением и вольется в Чюрлениса. Раньше этот коридор обсуждался чуть не как первая очередь, но сейчас по моим данным задвинут на поздние сроки:
Закончу на позитиве. В Минске все заложенные даже очень старыми планами коридоры под важные автомобильные трассы стоят нетронутыми и ждут своего часа — немыслимая для многих стран роскошь. Это вселяет надежду, что когда-нибудь все это построят. Когда-нибудь.